КИРИЛЛ

КИРИЛЛ (1285–1367 гг.?) – Челмогорский, Каргопольский, преподобный (память 8 декабря, 3 июня – в Соборе Карельских святых, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). На горе Челма, где подвизался Кирилл, после его кончины возник Челмогорский (Богоявленский, Успенский Кирилло-Челменский) монастырь. Основным источником сведений о Кирилле служит Житие преподобного, списки которого очень редкие (Исторический музей, 1720–1740 гг., 1730–1740 гг.; Библиотека Академии Наук, 1820 гг., и др.), в рукописях исследователи встречают также небольшие выписки из Жития (Библиотека Академии Наук, 1730 гг., – автограф выговского книжника Даниила Матвеева). Списки Жития входили как в православную, так и в старообрядческую рукописные традиции. Житие Кирилла состоит из двух частей, написанных в XVII в. разными книжниками. Первая часть включает риторическое вступление, содержащее также рассказ о жизни Кирилла на горе Челма, за которым следует сказание о посмертных чудесах святого, относящихся к 1620–1673 гг. Вторая часть – «Сказание о пришествии Кирилла на Челму-гору, о его прижизненных чудесах, преставлении, о начале Челмогорского монастыря, строительстве храмов и написании образа святого». Исследователи отмечают, что последовательность частей в рукописях неодинакова. Списки, начинающиеся с риторического вступления, имеют следующий инципит (ср.: Тов. 12:7): «Тайну цареву добро есть таити со опасением…» (Библиотека Академии Наук). Списки с иной последовательностью начинаются словами: «По смотрению убо Божию дошед преподобный отец наш Кирилл на место оно, глаголемое Челмо-гора…»; риторическое вступление в этом варианте отсутствует, посмертные чудеса перенесены в конец текста (Исторический музей). Некоторые обстоятельства жизни Кирилла и факты из истории монастыря излагаются в разных частях по-разному. Так, в первой части (по списку Библиотека Академии Наук) сообщается, что преподобные Кирилл и Корнилий Комельский (около 1455 – 1537 гг.) пришли на Челму вместе; согласно второй части, Корнилий Комельский пришёл на Челму через три года после Кирилла. Автором первой части является священник Покровской церкви в селе Лядины (близ Каргополя) Иоанн, книжник и иконописец, написавший в 1656 г. икону Кирилла. О своём авторстве Иоанн сообщает в Житии преподобного, рассказывая о четырёхкратном явлении ему Кирилла. Иоанн был сыном упомянутого в Житии жителя Лёкшмозерской волости Венедикта, некоторые его родственники упоминаются в Житии. Вторая часть («Сказание...») почти целиком основана на Житии Нила Столобенского (рубеж XVI и XVII вв.), из которого сделаны дословные пространные выписки. При этом сообщение о пребывании Кирилла в Новгороде, даты его прихода на Челму и преставления приведены только во второй части. По мнению исследователей, обе части изначально представляли самостоятельные произведения, затем были объединены.

 



 
PR-CY.ru