КИРИЛЛ - Страница 3

Однако в Житии Корнилия Комельского Кирилл не упоминается. Незадолго до кончины Кирилла его посетил игумен Вассиановой Строкиной пустыни в Каргополе Иосиф, который исповедал и причастил святого (по мнению исследователей, Вассианова Строкина пустынь возникла вряд ли раньше рубежа XV и XVI вв.: в грамоте 1537 г. Новгородского архиепископа Макария эта обитель названа «новою»; игумен с именем Иосиф по другим источникам исследователям неизвестен). Во время этой встречи Кирилл пророчествовал о строительстве монастыря на Челме, об ожидавших обитель бедствиях (пожарах, «нахождениях иноплеменных», разорениях), но обещал не оставить это место и после кончины. Далее в «Сказании...» повествуется об устроении гробницы над могилой святого. В «Историческом описании…» приведена надпись на раке с мощами Кирилла: «В лето 6824 (а от Рождества Христова 1316-е) пр. отец наш Кирилл, отъкуда и каковых родителей, того не известно, пострижен в Великом Новеграде во обители пр. Антония Римлянина, и пожив в той обители 6 лет, и 3 года во иных монастырях странствуя, и отътуду прииде в каргопольские пределы, и вселися на место, глаголемое Челма-гора, между Лекшмо-езером и Челмо-езером, и на той горе поживе 52 года, созда церковь во имя Богоявления Господня, и монастырь устроив, братию собра, и поживе вся своя лета в великом воздержании, и трудех, и молитвах, преставися к Богу в лето 6876-е (а от Рождества Христова 1368-е) декабря 8-го дня, погребен бысть честно на той же Челме-горе игуменом Иосифом» (по мнению исследователей, источником для этой надписи послужило «Сказание...», а не наоборот). В «Сказании...» в главе «О поставлении святаго храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Богоявления» сообщается, что вместо сгоревшего от молнии Богоявленского храма монахи поставили новый с приделом во имя великомученицы Екатерины над мощами Кирилла и освятили его 9 мая 1419 г. Далее в «Сказании...» следует рассказ о написании образа Кирилла Иоанном новгородцем через несколько лет после строительства Богоявленской церкви. Когда иконописец поставил икону на солнце, чтобы высохла олифа, прозрел монах Антоний, покинувший после многих лет затворничества свою келью ради того, чтобы прикоснуться к образу святого. Об Антонии автор «Сказания...» сообщает, что тот «в юности своей часто прихождаше благословения ради и молитвы ко преподобному, потребная принося ему». В первой части Жития также есть рассказ о создании иконы святого, но другой: образ был написан в июне 1656 г. священником Иоанном из села Лядины (автором Жития Кирилла). Обращает на себя внимание исследователей то, что священник Иоанн ничего не знал об иконе, существовавшей с XV в. Образ преподобного он написал после нескольких чудесных событий: святой явился ему во сне в одно из воскресений 1652 г., когда иерей, отслужив литургию, отдыхал дома; в Великий четверг 1655 г. святой явился ему снова после всенощного бдения; наконец Кирилл явился священнику Иоанну «с запрещением и внушением», после чего была написана икона.

 



 
PR-CY.ru