КИРИЛЛ - Страница 8

Архитектор Пётр Николаевич Максимов в 1950 г. в Богоявленской церкви села Лядины зарисовал вид монастыря на иконе Кирилла (Государственный научно-исследовательский институт архитектуры имени А.В. Щусева. 20,2х20,3 см). Рисунок карандашом сопровождается пояснением: «Лядины. Богоявленская церковь. Изображение Челмогорской пустыни на иконе Кирилла Челмогорского. 5.VIII.50 г.». Изображены два деревянных храма с примыкающими трапезными: один имеет шатровое завершение, другой – кровлю в форме килевидной бочки. Рисунок соответствует реальному виду Богоявленской и Успенской церквей Челмогорского монастыря во второй половине ХVII – ХVIII вв. (исследователи не исключают, что П.Н. Максимов видел икону святого, написанную «иереем-изографом» Иоанном). На иконе «Преподобный Кирилл Челмогорский, с видом монастыря», которая хранится в частном собрании (первая половина XIX в., частично под поздней записью), северный иконописец воссоздал реальный архитектурный облик Челмогорской пустыни в первой трети XIX в. Святой представлен в рост, вполоборота влево, в молении перед благословляющим Иисусом Христом в облачном сегменте. Одет в охристую рясу, коричневую мантию и тёмную схиму, куколь лежит на плечах. У Кирилла седые волосы и длинная, раздвоенная на конце борода. Слева изображены каменная Богоявленская церковь с колокольней, деревянная Успенская церковь, бревенчатая ограда и кельи. Внизу написан фрагмент из Жития святого: «В лето 1316 пришед на Челму гору возрадовася преподобный Кирил духом о обретении таковаго места и возлюби е и восшет преподобный на гору ту и сотвори молитву…» Изображение монастырских построек сохранилось на пядничной иконе преподобного конца XIX в. (из деревни Заостровье, ныне Рикасово Приморского района Архангельской области, Архангельский музей изобразительных искусств – «Святые Каргопольской земли». 2002 г.). Седовласый Кирилл (наименован Челмогорским) обращён к Спасителю, написанному в сегменте с голубыми облаками в левом верхнем углу средника. Слева от святого – две белые церкви с трапезными (одна с колокольней) и золотыми куполами в окружении холмов, поросших деревьями и травами. Архитектурный фон лишь отдалённо воспроизводит исторический облик церквей. Икона выполнена в одной из мастерских Центральной России, по мнению исследователей, как заказной именной образ, в пользу чего свидетельствует и надпись на нижнем поле: «Память преподобнаго, декабря в И [8] день». Другой иконографический тип Кирилла связан со старообрядческой традицией: преподобные, подвизавшиеся в Обонежье, Поморье и Каргополье, особенно почитались выговскими пустынножителями и разошедшимися по северным территориям старообрядцами поморского (филипповского) согласия. Они предпочитали допетровский вариант написания имён, в частности «Кирилъ». На иконе-пяднице начала ХIХ в., хранящейся в церкви Николая Чудотворца в Архангельске, поясной прямоличный образ Кирилла напоминает образы наставников Выговской пустыни.

 



 
PR-CY.ru