КИРИЛЛ - Страница 9

В свете этого факта совершенно неожиданное звучание приобретает заключительная фраза «Послания…»: «Бог всяческих со всем домом твоим да дарует нам тебя, боголюбивейший царь Август, всегда прославляющего Святую и Единосущную Троицу, истинного Бога нашего! Ему подобает всякая слава во веки веков! Аминь». Исследователи отмечают, что здесь термин «единосущный» не только использован единственный раз во всём корпусе произведений Кирилла, но и вложен в уста императора-арианина. Это заставляет исследователей предположить, что заключительная фраза или её часть является интерполяцией (тем более что она отсутствует в ряде списков «Послания…»). Впрочем, в 351 г. Констанций ещё не перешёл к активным действиям против сторонников «единосущия». Текст «Послания…» сохранился как по-гречески, так и в сирийском, армянском и грузинском переводах. Греческий текст был впервые издан Я. Грецером. Текст, переизданный в греческой «Патрологии» Жан-Поля Миня, является воспроизведением посмертного издания А.О. Тутте. Современное критическое издание подготовлено Э. Бихеном. «Послание…» было широко известно в переводах на различные языки христианского Востока. Русские переводы были изданы в 1822 и 1855 гг. В греческих, грузинских, славянских рукописях исследователи встречают послание в различных сборниках – как правило, в качестве учительного чтения на 7 мая (как в своём первоначальном виде, так и в переработанной форме). «Проповедь о расслабленном» не получила широкого распространения и известна исследователям лишь по одному рукописному сборнику произведений Кирилла, а также в отрыве от других его сочинений ещё в трёх списках. Она имеет содержательные и стилистические параллели с «Огласительными поучениями» Кирилла, что подтверждает его авторство. В проповеди развивается тема духовного значения совершённого Христом исцеления, что позволяло некоторым исследователям провести параллель между экзегетическими методами Кирилла и александрийской школы (см. в ст. Богословские школы древней церкви) толкования Священного Писания. В конце проповеди содержится призыв держаться учения, которое в одних рукописях названо «отеческим», в других – «деятельным». Призыв придерживаться наставлений «отца», т.е. епископа, указывал бы на то, что проповедь произнесена Кириллом в 340 гг., ещё в бытность его пресвитером; если предпочесть другой вариант, она может быть датирована и более поздним временем. Впервые проповедь была издана Томасом Миллсом (впоследствии англиканский епископ) в 1703 г. Текст проповеди в греческой «Патрологии» Ж.-П. Миня воспроизводит издание А.О. Тутте. Наиболее актуальное к настоящему времени издание выполнено В.K. Райшлем и Й. Руппом. «Огласительные поучения»  исследователи считают главным и наиболее известным произведением Кирилла. Они включают одно предварительное и 18 огласительных поучений. Поучения предваряются краткими преамбулами (скорее всего, как полагают исследователи, не принадлежат Кириллу); в них указываются основные темы поучений, библейские цитаты, от которых отталкивается проповедник, и утверждается, что поучения произносились не по записанному заранее тексту, а представляли собой свободные импровизации.

 



 
PR-CY.ru