КИРИЛЛ - Страница 4

Младшие современники Кирилла описывают эту историю по-разному. Согласно Иерониму Стридонскому, на Иерусалимской кафедре последовательно сменились: Кирилл, Евтихий, Кирилла во второй раз, Ириней, Кирилл в третий раз, Иларий, Кирилл в четвёртый раз. Епифаний Кипрский после епископа Максима перечисляет Кирилла, Ерения, Кирилла во второй раз и, наконец, Илариона, который и был епископом Иерусалима в момент составления этого списка. Сократ Схоластик утверждает, что после изгнания Кирилла его кафедру поочерёдно занимали Ерений, Ираклий и Иларий, а затем Кирилл вернулся на неё вновь. Он также упоминает о нём как о епископе в годы правления императора Юлиана Отступника, императора Валента и императора Феодосия I Великого. Созомен перечисляет тех же трёх епископов между первым и вторым епископством Кирилла, но датирует его возвращение на кафедру уже временем императора Феодосия I Великого (однако в другом месте он противоречит сам себе и вслед за Сократом пишет, что к моменту вступления императора Феодосия I Великого на престол епископом Иерусалима был Кирилл). При всех очевидных различиях между этими данными исследователи готовы их гармонизировать. Епископство Евтихия, о котором говорит только Иероним Стридонский, по мнению исследователей, не было долгим, поскольку сразу после низложения в 357 г. Кирилл подал императору апелляцию о пересмотре дела, которая была удовлетворена; скорее всего, как полагают исследователи, епископство Евтихия соответствует времени рассмотрения этой апелляции. Исследователи не сомневаются, что следующий сменивший Кирилла епископ, которого Иероним Стридонский называет Иринеем, а прочие авторы Ерением, – одно и то же лицо. В рукописях «Хроники» Иеронима Стридонского его имя указывается то как Hirineus (что, собственно, и переводят как Ириней, хотя верное написание этого имени, по мнению исследователей, – Irenaeus), то (даже с большей частотой) как Hirenius; второй вариант исследователи считают близким к правильному написанию имени Ерений (Herrenius). Отождествление Илария и Илариона также представляется исследователям очевидным, а Ираклий попал в список Сократа и Созомена, по мнению исследователей, по ошибке – Ираклием звали иерарха, который был смещён с кафедры Иерусалима и возвращён в пресвитерскую степень в самом начале епископства Кирилла. Приведённые объяснения позволяют исследователям утверждать, что после низложения Кирилла в 357 г. его последовательно сменили: Евтихий, Ерений и Иларий (Иларион); если источник Сократа и Созомена всё же верен, между последним и предпоследним именами нужно включить ещё Ираклия. Наиболее существенное противоречие между приведёнными списками епископов на Иерусалимской кафедре в период между первоначальным смещением с неё Кирилла и его окончательным возвращением исследователи видят в том, что Сократ и Созомен ничего не говорят о его промежуточных возвращениях, а Иероним Стридонский и Феодорит Кирский сообщают о них. Но и это противоречие, по мнению исследователей, разрешимо, поскольку источники не упоминают о ссылке Кирилла, изгнании из Иерусалима или вообще нахождении где-либо ещё в 360–370 гг.

 



 
PR-CY.ru