КИРИЛЛ

КИРИЛЛ (ум. около 315 – гг.) – Иерусалимский епископ (348–387 гг., с перерывами), отец и учитель церкви, святитель (память 18 марта). Основные сведения о жизни и деятельности Кирилла содержатся в трудах его младших современников, авторов конца IV – начала V в.: Иеронима Стридонского, Руфина Аквилейского, Епифания Кипрского, Сократа Схоластика и Феодорита, епископа Кирского. Ещё один современник Кирилла, арианский историк Филосторгий, упоминает его среди сторонников православной веры – единосущия Сына Отцу, а также повествует о чудесном явлении знака Креста в небе над Иерусалимом, которое произошло в начале епископства Кирилла, без упоминания его имени. Историк V в. Созомен в целом повторяет сведения Сократа, но прибавляет и некоторые подробности. Феофан Исповедник и последующие церковные историки не сообщают о Кирилле ничего нового. Житийная традиция Кирилла крайне скудная и также не вносит каких-либо дополнений в его биографию. Точный год рождения Кирилла неизвестен и обычно определяется исследователями на основе указания Иеронима Стридонского о том, что принадлежащие Кириллу «Огласительные поучения» были произнесены им в молодые годы. Поскольку сами поучения обычно датируются 350 г., а молодым человека могли считать до 35 лет, годом рождения Кирилла должен быть примерно 315-й; впрочем, как датировка поучений, так и оценка возраста их автора исследователи считают относительными. Из житийной традиции исследователям известно, что Кирилл происходил из семьи благочестивых христиан. У него была, по меньшей мере, одна сестра, сына которой, занимавшего епископскую кафедру Кесарии Приморской (Палестинской) после 365 г. и до конца IV в., звали Геласий. На основании похвал, которые Кирилл произносит в адрес девственной жизни, исследователи предполагают, что и сам он был девственником, проводя, вероятно, с юных лет, свою жизнь в аскетических подвигах. Созомен восхваляет его учёность и дар красноречия. Согласно Иерониму Стридонскому, до своего епископства Кирилл был рукоположён во пресвитера Иерусалимским епископом Максимом (ум. в 348 г.; существуют также другие датировки). Иероним Стридонский утверждает, что Акакий, епископ Кесарии Палестинской, в митрополию которой в то время входила кафедра Иерусалима, будучи арианином, заставил Кирилла отречься от пресвитерского сана, полученного от православного епископа Максима, и вернуться в диаконский чин. Из этого исследователи сделали вывод о том, что диаконом Кирилл стал при предшественнике епископа Максима – Иерусалимском епископе Макарии (ум. в 333 г.). Если это предположение верно, Кирилл, по мнению исследователей, должен был стать диаконом в Иерусалиме ещё до своего 20-летия, а во пресвитера был возведён через несколько лет после 30-летия. С другой стороны, если версия Сократа Схоластика о прижизненном смещении епископа Максима с Иерусалимской кафедры правильная, отказ признавать пресвитерский сан Кирилла со стороны Акакия мог быть связан с рукоположением Кирилла епископом Максимом уже после его низложения. В этом случае Кирилл мог быть рукоположён во диакона не епископом Макарием, а епископом Максимом (до его низложения Акакием), т.е. в возрасте 20–30 лет.

 



 
PR-CY.ru