КИРИЛЛ - Страница 32

Почти буквальное описание святого по второму типу приводит Виктор Доримедонтович Фартусов в пособии для иконописцев, добавляя свиток с текстом по Житию: «Ревнуя о сохранении в чистоте христианского учения, будучи архиепископом, деятельно и неустанно боролся с ересями Ария и Македония, увещевая оставить путь заблуждения и обратиться в Православие». Образ Кирилла известен в русских минейных циклах начиная с XV в. (везде под 18 марта). В монументальной живописи он представлен на фресках церкви праведного Симеона Богоприимца в Зверином монастыре в Великом Новгороде (между 1467 и 1472 гг.) – на северной стене в верхнем ярусе. На иконах XVI–XIX вв.: на отдельных иконах на март из комплекта годовых миней – первой половины XVI в. (Государственный Эрмитаж); второй половины XVI в. (собрание Михаила Борисовича Миндлихина); конца XVI в. (Вологодский государственный историко-архитектурный музей-заповедник); начала XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии); XVIII в. (Государственный музей-заповедник «Коломенское»); на минейной иконе на год начала XIX в. (УКМ) – старец с длинной седой бородой, в фелони, с омофором, епитрахилью, палицей; в левой покровенной руке держит Евангелие, правая сложена в благословляющем жесте. В гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1713, 1722 гг.) на листе на март Кирилл – старец с длинной клиновидной бородой, изображён в саккосе, с митрой на голове, правой отведённой в сторону рукой благословляет, в левой держит Евангелие; на гравированном листе святцев на март работы Ивана Константиновича Любецкого (1730 г.) Кирилл показан в более традиционной иконографии – в фелони, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой – Евангелие. На миниатюре Молитвенника княгини Марии Петровны Волконской-Кикиной, созданного под руководством и при участии академика живописи профессора Фёдора Григорьевича Солнцева (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, 1850 гг.) образ Кирилла – старца с длинной округлой бородой, в крещатой фелони, с молитвенно сложенными у груди руками, размещён в части месяцеслова на март. По мнению исследователей, иконы с отдельным образом Кирилла или в составе избранных святых в русской традиции редкие. На иконе «О, Всепетая Мати» (конец XVIII в., московская церковь пророка Илии (Крестовоздвиженская) в Черкизове) он представлен в повороте на три четверти предстоящим Божьей Матери как святитель, средних лет, с тёмными короткими волосами, борода средняя, книзу сужается, облачён в крещатый саккос, с омофором, голова не покрыта, обеими руками держит Евангелие. В церковной живописи конца XX – начала XXI в. исследователи также встречают два иконографических извода Кирилла, известные по ранним памятникам: средовек, с узким лицом и длинной клиновидной тёмного цвета бородой (на фреске Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря. 2000 г., художник Александра Алёшин) и седовласый муж (например, на иконе конца XX в. из церкви Кирилла Иерусалимского в Те-Вудлендсе, штат Техас, США, иконописец Джордж Ликуор; в росписи алтарной части придела преподобного Алексия, человека Божия, в храме Христа Спасителя в Москве, рубеж XX и XXI вв., художник Ярослав Николаевич Добрынин); форма и длина бороды могут варьироваться.



 
PR-CY.ru