КОММОДИАН - Страница 9

Их возвращение в Иудею будет сопровождаться чудесами. Народ встретит их с радостью, перед ними будет шествовать ангел Всевышнего, и Сам Бог будет с ними (по другой версии, «Сам Вседержитель Христос сойдёт к Своим избранным»). Однако антихрист и его сообщники воспротивятся им, соберут войско на севере и вступят с ними в сражение, но будут сокрушены ангелами и «небесным страхом». Обманщик антихрист и его лжепророк (adulter ipsius et pseudopropheta) будут схвачены и брошены живыми в огненное озеро для мучения. Одна часть нечестивых будет наказана огнём, другая часть будет сохранена для служения праведникам: «Огнь же разделит середину народа и сохранит, / Чтобы в течение тысячи лет они подавали пищу святым». Праведники наследуют тысячелетнее царство, начало которого будет ознаменовано первым воскресением (Откр. 20:5): «Святые войдут в святое царство / И получат обетованное им Богом (блаженство), бесконечно ликуя. / Возопиют они к Богу о мёртвых, чтобы воскресли, / Что Сам Он некогда обещал о первом воскресении». Воскресшие праведники будут жить в св. граде Иерусалиме, который сойдёт с неба (Откр. 21:10–26). «И люди тогда будут нетленны уже, живя без смерти, / Ни скорби, ни воздыхания не будет в сём граде». Описание нового Иерусалима у Коммодиана, в основном, совпадает с описанием в Откр. 21:11–27. Жизнь праведников в нём будет преисполнена различными чувственно-телесными наслаждениями: «Они получат блага, поскольку претерпели страдания / И, вступив в брак, произведут потомство в течение тысячи лет. / Там будет приготовлена вся дань земли, / Ибо земля, без конца обновляясь, будет давать урожай в изобилии. / Ни дождь, ни холод не проникнут в золотую крепость, / Не будет ни осад, ни грабежа, как ныне; / Ни в свете светильника не будет нуждаться тот Град:/ От Творца своего будет сиять, и не будет там ночи» (ср.: 1 Енох. 10:17). После седьмого тысячелетия наступит конец мира (saeculi ruina) и судный день (dies judicii). Мировой пожар разрушит весь прежний мир: «Посланный Богом огонь будет господствовать, / Тогда издаст стон земля в последнем конце (всех) вещей, / А на земле – все народы и все неверующие. / Но (Божий огонь) обойдёт стороной крепости своих святых. / В одно пламя обратится вся природа, / Сгорит земля до основания, и горы растают. / От моря ничего не останется, будет оно побеждено мощным огнём; / Погибнет это небо, и эта земля изменится. / Образуется иная новизна неба и вечной земли». Затем явится на землю Сын Человеческий с ангелами Своими и произойдёт второе воскресение: «Могилы разверзнутся, восстанут праведные тела, / Которые будут восхищены на облака в сретенье Христу / На воздухе. Господа встретят живые святые. / Он воскресит и тех (богоубийц), чтобы они увидели славу Того, / Кого они пригвоздили ко Кресту; после чего Он возвратит их обратно в преисподнюю». Тогда участь нечестивых и праведных будет окончательно решена: «После тысячи лет (нечестивые) будут преданы геенне / И будут гореть вместе с тем, чьими делами они были»; «Те, кто заслуживают, будут посланы в смерть вторую, / А праведники будут помещены во внутренние обители (interius autem habitaculis)». По мнению исследователей, в целом хилиастическая эсхатология Коммодиана, пронизанная иудео-христианскими мотивами, близка к эсхатологии Иринея Лионского и характерна для западного богословия II–III вв.



 
PR-CY.ru