КОММОДИАН - Страница 5

Происхождение демонов Коммодиан (как и многие другие раннехристианские писатели) связывает с эпизодом Быт. 6:1–4, где говорится о происхождении исполинов: «Когда Бог всемогущий начал украшать природу мира, / Он восхотел, чтобы ангелы землю сию посетили. / Но посланные, законы Его они презрели:/ Такова была красота женщин, которая их покорила. / Так что осквернённые, они уже не могли вернуться на небо. / Отсюда мятежные, воздвигли они глаголы против Бога. / С тех пор Всевышний приговор произнёс им, / А от семени их произошли исполины... / Но Всемогущий, поскольку произошли они от превратного семени, / Не позволил принять их усопшими в смерти. / Вот почему они всё ещё блуждают, терзая многие тела, / Особенно те, кого ныне вы чтите и молитесь им, как богам». Творение человека и его грехопадение (см. ст. Грех первородный) Коммодиан характеризует следующим образом: «(Бог) сотворил первого человека, чтобы он стал вечным, / Но тот подпал смерти, презрев заповедь. / Ради этого Бог приготовил таковые повествования, / Чтобы обнаружить все козни диавола. / Правителем на земле Бог поставил этого ангела, / Который, позавидовав человеку, сам погиб ещё прежде». «Чтобы Адам первозданный уклонился от заповеди Божией, / Велиар подстерегал его по зависти к созданию. / И на нас перенёс то благо или зло, которое совершил, / Начальник рода, из-за него мы равно умираем. / Он сам, удалившись от божественного слова, стал изгнанником». В результате грехопадения Адама в мир вошли смерть и грех, связанные с забвением Бога: «В пороках начал жить весь род человеческий, / Не вспоминая, Кто есть его Творец». «Адам, вкусив от плода, получил приказание идти умирать; / От его греха как все мы умираем, так равно и каждый». Коммодиан полагал, что после грехопадения у человека сохранилась свобода избирать добро или зло, как это утверждалось в древнехристианской литературе «двух путей», с которой Коммодиан был знаком: «Вот, пред тобой лежат два пути: избери тот, какой хочешь, / Ведь ты не можешь разделиться, чтобы идти по обоим; / Но ты должен найти из них подходящий». Согласно Коммодиану, искупление людей совершилось в результате пришествия на землю Самого Бога для дарования нового закона и победы над смертью. Однако у него остаётся неясным, кто же пришёл на землю – Сын или Отец: «Это Отец в Сыне пришёл, Бог, единый повсюду, / И Он не был бы назван Отцом, если бы не стал Сыном. / Ведь Он не покинул небо, чтобы явиться на земле, / Но, как Он определил, явилось на земле Величие; / Силой Своею Он родился по плоти … / (Бог) стал плотью, в которой действовала Сила Божия. / Вот что пророки воспевают: Невидимый должен стать видимым, / Чтобы такая Слава (claritas) ради нас стала человеком». «Поэтому Он не захотел являться таким, каков Он есть, / Но сказал, что Он есть Сын, посланный Отцом. / Так Он Сам предал Себя, по слову пророков, / Чтобы Бог на земле был Сыном Всевышнего». При этом Коммодиан, по мнению исследователей, отрицает полноту человечества во Христе: «Он не был уже человеком, но Бог был плотью ради нас».

 



 
PR-CY.ru