КОММОДИАН - Страница 4

Несмотря на это поэмы Коммодиана не пользовались успехом. В 494 г. Римским собором под председательством папы Геласия I они вместе с сочинениями Тертуллиана, Лактанция и некоторых других христианских писателей были отнесены к разряду апокрифических, т.е. тех, которые церковь не приемлет. Учение Коммодиана о Боге исследователи находят весьма архаичным, представляющим собой сочетание иудео-христианских элементов. В нём практически нет никакого следа учения о Логосе Божьем, Его роли в творении мира или Промысле о нём. Все ветхозаветные богоявления Коммодиан относит к единому Богу, а не к Логосу. Сосредоточенная на Божьем единстве, триадология Коммодиана представляет собой, по мнению исследователей, разновидность модалистического монархианства, или патрипассианства, смешивающего различия между Лицами Троицы: «Есть Бог всемогущий, единый, от Самого Себя рождённый, / Которого далее ты найдёшь великим и уничиженным. / Он был положен в Слове, Самому Себе лишь известен, / Он называется Отцом, и Сыном, и Святым Духом». Бог безначален, бесконечен и вечен. «Нельзя искать начала Его и конца». Бог окружён Своей славой и обитает в неприступном свете: «Он есть слава, сокрытая для нас и для ангелов, / Так что величие Божие, каково оно, известно только Ему Самому. / Сияет оно, безграничное, превыше небес, без конца; / Золотое всё, что оно есть, словно пламенная сила. / Эта слава Божия единственна, превыше всех ангелов, / Это есть Бог вечного света, это – Дух вечности». Бог непостижим и невидим ни для какой твари: «Итак, даже сами ангелы не могут познать, / Каков и сколь велик Он»; «Каков Он в Своей основе (in primitiva sua), никто не видит»; «Невозможно познать форму столь великого Бога; / Всё, что Он есть, – Единое, в беспредельном свете Единый». Понятие «secreta Dei» («тайны Божьи»), т.е., как полагают исследователи, сокрытые в Боге замыслы, часто встречается у Коммодиана. Бог пребывает над миром и промышляет о нём: «Всё, что небо содержит, всюду с неба Он наблюдает, / И проницает всё взором, и слышит слухом». Он может являться везде, где пожелает, и в той форме, в какой пожелает: «Он преображается так, как пожелает Себя открыть. / Он делает Себя видимым ангелам в их образе / И для человека становится человеком, / Впрочем, что Бог, – подтверждается словом». «И если Он желает, чтобы узнали о Нём, кто Он есть, / С высоты Своего Божества Он делает Себя способным быть видимым. / Одним Он являлся в огне и говорил гласом. / Обретал плоть Тот, Кого никакая страна не вмещает. / Он – Бог всемогущий, Господь Своего создания, / Хотя Он невидимый, делает Себя видимым некоторым». Впрочем, всё это лишь временные формы богоявления: «То Он принимает образ, то растворяется в воздухе». Согласно Коммодиану, сначала Бог сотворил свет («ignis» – «огонь») и ангелов, которым усваиваются некоторые управляющие функции: «Но когда Он повелел сложить мир по приказу, / Огнь расположил, страшный для самих ангелов, / Которых Он назначил, созданных с меньшим могуществом, / Чтобы они управляли небом, землёю и тем, что под ней». Исследователи не исключают, что под «огнём» здесь имеется в виду божественная слава, о которой речь шла выше. Ангелам, как тварным существам, недоступно познание Бога по сущности.

 



 
PR-CY.ru