КОММОДИАН - Страница 8

Под предводительством царя Аполлиона (ср.: Откр. 9:11) – исследователи полагают, что имеется в виду король готов Книва (около 250 – 271 гг.), разбивший армию императора Деция в 251 г.), – они захватят Рим, поработят сенаторов и язычников, прекратят гонения и будут хорошо обращаться с христианами. Затем придёт некий царь по имени Кир (Cyrus). По мнению исследователей, это имя взято Коммодианом из Библии в качестве нарицательного для царя-освободителя (см.: Ис. 44:28; 45:1). Другое чтение – Syrus (сириец), предложенное Й. Мартином, вызывает у исследователей трудности для понимания. Исторически этот правивший семь лет царь отождествляется исследователями с императором Валерианом. По мнению Коммодиана, это будет не кто иной, как воскресший император Нерон, который освободит римский сенат и начнёт новые гонения на христиан. Его воцарению будет непосредственно предшествовать приход в Иудею пророка Илии, который «поставит печать на верных» («signare dilectos») и будет проповедовать иудеям Христа, а пред теми, кто не поверит ему, сотворит великие знамения и чудеса. Однако неверующие иудеи донесут римскому сенату, что Илия – враг римлян, и сенаторы потребуют от Нерона расправы над ним. По приказу императора Илию доставят в Рим, где он будет умерщвлён, равно как и множество (7 тысяч) христиан. Но все они на четвёртый день воскреснут и будут вознесены Господом на небо. Затем гонение продолжится, христиане будут изгнаны из Рима и жестоко преследуемы по всему миру в течение трёх с половиной лет. Нерон поставит в помощники себе двух кесарей, которые издадут указы всем жителям империи принести жертвы богам. Тогда на востоке восстанет некий царь (rex ad orientem), который соберёт народы (персов, мидян, халдеев и вавилонян) на войну против Рима. Его пришествие будет сопровождаться великими знамениями: эпидемиями, войнами, голодом, засухой, трубным гласом с неба, огненной колесницей, несущейся среди звёзд и факелов; всё это – знамения конца света. В результате Нерон будет убит, а Рим – разрушен. Затем этот царь-победитель, которого исследователи отождествляют с персидским шахом Шапуром I (239 или 241 – 272 гг.), в 260 г. разбившим армию императора Валериана и умертвившим его, направится в Иудею, где сотворит много знамений и чудес, чтобы соблазнить иудеев уверовать в него. Он объявит себя бессмертным и будет антихристом иудеев, так же как Нерон был антихристом язычников: «Для нас Нерон стал антихристом, а тот – для иудеев; / Оба они суть два лжепророка последних времён. / Нерон – это гибель для Города, а тот – для земли всей». Помимо Коммодиана представление о двух антихристах исследователи встречают и у некоторых других раннехристианских авторов. Коммодиан приводит также мнение об одном антихристе – воскресшем Нероне, которому будут покланяться в Иерусалиме и лжепророк которого сотворит знамения и чудеса. Так или иначе, вскоре антихрист станет неугоден иудеям; они воспротивятся ему и обратятся за помощью к Богу. Тогда «Бог Вседержитель... / Произведёт на свет долгое время скрывавшийся народ. / Они суть иудеи, запертые за Персидской рекой, / О которых Бог хотел, чтобы они оставались там до конца. / Плен привёл их туда, чтобы там оставались; / Из двенадцати колен девять с половиной там пребывали». Эти оставшиеся в Вавилонском плену иудеи из девяти с половиной колен израильских (по другому толкованию – два с половиной колена) проводили там строгую жизнь, воздерживались от мясной пищи, не печалились о смерти близких, но ожидали будущего воскресения (представление о затерянных коленах израильских, которые сыграют решающую роль в победе над антихристом, заимствовано Коммодианом из иудейской и иудео-христианской апокалиптики – см.: 3 Езд. 13:39–50; 2 Вар. 73:2–5; 74:1; 77:19–22; 78:1).

 



 
PR-CY.ru