КОММОДИАН - Страница 2

На основании того что Коммодиан называет себя Gaseus (вариант: Gazaeus), некоторые исследователи выдвинули гипотезу о том, что он был хранителем церковной казны (gaza), средства из которой использовались для помощи нуждающимся. Это объясняет, почему Коммодиан называет себя «нищий Христов» («mendicus Christi»). Коммодиан был хорошо знаком с устройством церковной общины, с правами и обязанностями её членов; он часто критикует различные злоупотребления, даёт многим советы, включая диаконов, пресвитеров и епископов, побуждает к щедрой милостыне, осуждает богатых и угнетателей, которые будут отвечать за свои поступки перед Богом. Его горячий и несгибаемый характер, бескомпромиссность напоминают исследователям Тертуллиана. Вместе с тем он всегда противопоставляет своё «частное» учение мнениям официально признанных «учителей» (doctores). Хотя рукопись VIII в., содержащая текст «Carmen apologeticum...», в конце имеет принадлежащую, по мнению исследователей, писцу приписку «explicit tractatus sancti episcopi…» («закончен трактат святого епископа»), в свете вышесказанного исследователи считают весьма маловероятным, что Коммодиан был епископом или членом церковного клира (впрочем некоторые исследователи без веских оснований полагают, что Коммодиан был диаконом). Среди сочинений исследователи называют «Наставления» («Instructiones») и отмечают, что текст сохранился лишь в одной древней рукописи IX в. (впервые опубликован Н. Риго в 1649 г.). «Наставления» представляют собой 80 стихотворных глав, состоящих из акростихов разных размеров, написанных гекзаметром, так что каждый акростих образует название или тему главы. Исключение составляют акростихи I 35 и II 15, начальные буквы которых соответствуют буквам латинского алфавита. Кроме того, акростих I 28, по мнению исследователей, представляет собой также телестих. В поэме исследователи выделяют две книги, или части: апологетическую и церковно-дисциплинарную. В первой части Коммодиан жёстко и саркастично критикует языческие религии и многобожие, равно как иудаизм и иудействующих язычников; в последних главах излагает свои эсхатологические взгляды. Во второй части говорит о членах церковной общины и о нравственно-религиозных требованиях, которые к ним предъявляются: об оглашенных, о верующих, кающихся, вероотступниках, младенцах, воинах Христовых, беглецах, плевелах, лицемерах, матронах, церковном народе в целом, готовящихся к мученичеству, чтецах, диаконах («служителях»), епископах («пастырях»), пресвитерах, клириках в целом. Также Коммодиан говорит о бегстве от мира, о том, каким должен быть христианин, о борьбе со страстями, об обманчивом мире, о посещении немощных, о нищих, смерти и похоронах, молитве. В последнем акростихе поэмы, обобщающем нравственно-религиозные требования в эсхатологической перспективе, приводится имя её автора, если начальные буквы стихов прочитать снизу вверх: «Commodianus mendicus Christi» («Коммодиан, нищий Христов»). Текст «Апологетической поэмы» («Carmen apologeticum»), или «Поэмы о двух народах» («Carmen de duobus populi») сохранился также лишь в одной рукописи VIII в., хранящейся в настоящее время в библиотеке Британского музея («Codex Mediomontanus»); впервые опубликован кардиналом Жаном-Батистой-Франсуа Питрой в середине XIX в.

 



 
PR-CY.ru