КОЛЛИВАДЫ - Страница 10

Письмо Афанасия озаглавлено так: «Апология в отношении написанного дидаскалом Сергием и посланного на Святую Гору против священнейшей и непорочнейшей книги, учащей о постоянном божественном причащении». В этом сочинении Афанасию снова приходится защищать анонимность книги, используя те же аргументы, которые он применил при защите издания 1777 г. Далее он опровергает иные обвинения Сергия Макреоса, в частности, доказывает искусность составителя книги как переводчика святоотеческих текстов (практически все святоотеческие цитаты в издании 1783 г. приводятся также в переводе на новогреческий язык: именно эти переводы привлекли внимание дидаскала и вызвали его недовольство). Сергий Макреос обвинял составителя книги в перетолковании святоотеческих высказываний, в особенности принадлежащих Иоанну Златоусту и Симеону Новому Богослову, однако никаких конкретных примеров он не привёл. Афанасий, напротив, тщательно указывает страницы и анализирует смысл толкований и переводов. Отдельные указания Сергия Макреоса приводят Афанасия к мысли, что тот вовсе не читал разбираемой книги целиком, а то и вообще её ни разу не раскрывал. В ответ на обвинения Сергия Макреоса в том, что в книге Хлеб Божественной Евхаристии преподносится как «обыкновенный», к которому всякий может приступать без какого-либо приуготовления, Афанасий, ссылаясь на конкретные места рассматриваемого сочинения, показывает, что, напротив, причащение, согласно мысли составителей книги, требует тщательного приуготовления, заключающегося в сокрушении сердца, внимании, хранении помыслов, исправлении ошибок, воздержании, бдении, молитве, умилении, благоговении и во всяком ином доброделании. Афанасий отвергает мнение, согласно которому очищение означает строго определённое время приуготовления, которым и определяется частота приступания к причащению; он настаивает на том, что искреннее покаяние, чистота и верность соборному мнению церкви являются единственным условием причащения Святых Таин. В заключение своей апологии он восклицает, что если бы книга не была напечатана, он сам бы потрудился в качестве переписчика, чтобы обеспечить её распространение во всём христианском мире. Согласно Афанасию, частое приступание верных, очищенных покаянием и трезвением, к Божественному Причащению, и есть то, чего требовали все святые и пастыри всех времён и чему, однако, противятся священники, архонты, дидаскалы и синодальные служащие, живущие в Константинополе соответственно с нравами общества своего времени. Афанасий Паросский указывает на то, что священники и епископы нередко берут плату за совершение таинств и избрание архиереев. Сергия Макреоса Афанасий Паросский порицает за пристрастное отношение к христолюбивому составителю книги, в то время как к атеистическим идеям века Просвещения и он, и другие учёные мужи его круга относятся весьма толерантно и даже охотно усваивают их. Для исследователей очевидно, что Афанасий Паросский был хорошо знаком с составителем (или составителями) «Книги душеполезнейшей». Более того, большинство рассматриваемых в ней вопросов находит своё отражение в переписке Афанасия на данную тему.

 



 
PR-CY.ru