КОЛЛИВАДЫ - Страница 17

Преподобный Никифор Хиосский (1750–1821 гг.) был сначала послушником монастыря Неа-Мони на острове Хиос, затем учился в Хоре у преподобного Неофита Кавсокаливита, учительствовал, когда Афанасий Паросский был схолархом. В 1802 г. был наречён игуменом монастыря Неа-Мони; вследствие нестроений вскоре оставил руководство обителью и удалился в маленький монастырь св. Георгия, где в ту пору жили Коринфский митрополит Макарий Нотара, Иосиф и Нил Калогномосы. В 1812 г., после ухода с должности схоларха, там же поселился и Афанасий Паросский. Подвижническая жизнь преподобного Никифора и совершаемые им чудеса привлекали к нему много людей, которые желали исповедаться у него или получить духовный совет. Изгнание большого числа колливадов со Святой Горы имело, по мнению Сергия Макриса, благие последствия, поскольку они обратились с воспитательной проповедью к народу, созидали обители в различных городах и на многих островах Эгейского моря. То, как они излагали свои идеи, их образованность, а главное – их подвижническая жизнь снискали им уважение народа. Особенно благотворным было влияние колливадов на острове Скиатос, который впоследствии стал родиной двух великих греческих писателей: Александроса Пападиамандиса и Александроса Мораитидиса. Им дух колливадов и живую любовь к Преданию церкви привил их дядя, старец Дионисий, которого А. Мораитидис именовал «последним из колливадов». Дионисий прекрасно знал творения отцов церкви и писателей классической древности, не был чужд врачебному искусству и оказывал деятельную помощь жителям острова Скиатос. А. Пападиамандис писал о нём, что «если бы он родился до IV века, был бы мучеником, после IV века – преподобным, (но) он жил в это время, и ушёл из мира, ни перед кем не сгибая спину, кроме как перед Вышним Богом». Уже в начале XIX в. в среде колливадов возникло почитание «своих» святых. Первоначально таковыми были Макарий, митрополит Коринфский (Житие этого святого, а также службу ему составил Афанасий Паросский; кроме того, исследователям известны богослужебные тексты в его честь, принадлежащие перу Никифора Хиосского), иеромонахи Парфений Скуртос и Нифонт Хиосский. Мощи этих святых, по свидетельствам современников, после обретения источали «неизречённое благоухание», от них совершались исцеления. Несмотря на то что Коринфский митрополит Макарий так никогда и не был официально причислен к лику святых, почитание его в Греции распространено весьма широко, особенно на острове Хиос. Местное почитание воздаётся также Нифонту и Никифору Хиосским. Имена Парфения Скуртоса и старца Иерофея, а также его учителя Дионисия нередко упоминаются в числе святых колливадов. Официально канонизированы великие учители Никодим Святогорец и Афанасий Паросский. Санкционированного священноначалием Элладской или Константинопольской церквей празднования Собору святых колливадов не существует, однако в 2007 г. в Фессалонике была издана служба «преподобным и богоносным отцам-коливадам», составленная известным греческим гимнографом, монахиней Исидорой Агиерофеитиссой (т.е. из монастыря св. Иерофея). Согласно этому изданию, «Собор святых коливадов совершается в субботу на Светлой седмице». Составленное монахиней Исидорой последование представляет собой полную бденную службу – это вызвало определённые споры в среде греческих церковных певцов. Тем не менее, для исследователей очевидно, что служба может совершаться и в другие дни по произволению настоятеля, что и происходит, как правило, в тех обителях, которые связаны с кем-либо из святых колливадов, или где особо чтится их память. На утрене после шестой песни помещён достаточно пространный синаксарь. Понятие «колливады» в этой службе толкуется максимально широко. В Греции есть иконы и фрески, изображающие как отдельных представителей колливадов (причисленных к лику святых и неканонизированных), так и «Собор святых колливадов».



 
PR-CY.ru