КОЛЛИВАДЫ - Страница 11

По мнению К. Манафиса и Х. Арамбадзиса, всё это позволяет предложить следующую схему составления книги о постоянном причащении. В 1776 г. Афанасий Паросский и единомысленные ему колливады отправили Макарию Коринфскому пакет документов, среди которых были письма, исповедания веры и протоколы собеседований. Всё это должно было предоставить в распоряжение святителя достоверную информацию о том, что происходило на Афоне. Материалы, среди которых главенствующее положение занимали тексты, посвящённые проблемам поминовения усопших и Божественному Причащению, составили основу для переработанной версии изначально составленной Макарием книги о постоянном причащении (за эту переработку в итоге, по мнению исследователей, взялся Никодим Святогорец). Оба трактата о причащении имели весьма широкое хождение в 1780–1785 гг. и навлекли на себя осуждение, вынесенное Патриаршим синодом, при этом учёные до сих пор не в состоянии прийти к однозначному выводу, какое именно из двух сочинений было рассмотрено в патриархии и осуждено. Источники, опубликованные до настоящего времени, не дают ответа на этот вопрос. По мнению К. Манафиса и Х. Арамбадзиса, данные, содержащиеся в письме Сергия Макреоса, позволяют сделать вывод, что осуждённая книга была своего рода синтезом двух трактатов. Исследователи полагают, что именно поэтому Афанасий нередко заключает, что Сергий не читал книгу, изданную в 1783 г.; многие характеристики, которыми Сергий награждает обсуждаемый текст, подходят сочинению Неофита Кавсокаливита, но не могут быть применены к книге Макария и Никодима. Не все обвинения в адрес колливадов были совершенно беспочвенными. Как минимум, одно из них обязано своим появлением заочному спору между Неофитом Кавсокаливитом и колливадами. Преподобный Неофит, которого тема богословия евхаристии волновала в связи с вопросом о частом причащении, обратился к проблеме тленности Тела Господня. Ответ уклонившемуся от церковного учения Неофиту вынуждены были дать Афанасий Паросский и Никодим Святогорец. Неофит Кавсокаливит взял за основу своего рассуждения о Теле Господнем небольшой трактат, в рукописной традиции надписывавшийся именем Иоанна Дамаскина: «О Пречистом Теле, коего мы причащаемся». Неофит составил пространное сочинение, посвящённое проблеме нетления Тела Господня, которое так и называлось: «О Теле Господнем» и в 1771 г. отправил его в качестве послания Никифору Феотоки (с 1779 г. – архиепископ Славянский и Херсонский, затем Астраханский и Ставропольский). Неофит пытался подкрепить учение, изложенное в трактате, приписываемом Иоанну Дамаскину, посредством своих излюбленных логических аргументов. Если колливады утверждали, что освящённые Святые Дары и прежде причащения, и после причащения суть одно и то же бессмертное, воскресшее и нетленное Тело Христово, которое не претерпевает никакого тления и изменения как божественное и бесстрастное, то Неофит, в согласии с трактатом «О Пречистом Теле…», писал, что Господне Тело до причащения «претерпевает всё, что свойственно тлению», а после причащения им верных делается «нетленным» и «нерастленным» и делает нетленным человека. Афанасий Паросский и Никодим Святогорец увидели в этих утверждениях возобновление ереси Михаила Глики.

 



 
PR-CY.ru