КОЛЛИВАДЫ - Страница 8

В 1774 г. в афонском монастыре Кутлумуш состоялся Собор под председательством бывшего Константинопольского патриарха Кирилла V и бывшего Александрийского патриарха Матфея (1746–1766 гг.). Присутствовали четыре бывших и два действующих митрополита и около 200 монахов (иногда указывается несколько иное количество: около десятка митрополитов, свыше 200 монахов). На Собор были приглашены и колливады, но они, понимая, что дискуссия вряд ли состоится, отказались прийти. В келлии старца Парфения Скуртоса колливады провели собрание, на котором были высказаны обвинения в адрес Кутлумушского антиколливадского Собора. Собор обратился к патриарху Софронию II (1774–1780 гг.), отправив в Константинополь монаха Виссариона Рапсанского. В заседании Синода Константинопольской церкви 1776 г. участвовали 16 архиереев, много священников и монахов (в том числе святогорцев), а также архонты и другие миряне. 9 июня Софроний II вместе с Иерусалимским патриархом Авраамием (1775–1787 гг.) подписал синодальное постановление. В нём зачинщиками смуты и изобретателями нововведения были названы колливады, а именно Афанасий Паросский, Иаков Пелопоннесский, Агапий Кипрский и Христофор Продромит (причём Иаков, Афанасий и Агапий именуются «Зло-Иаковом», «Зло-Афанасием» и «Зло-Агапием»; очевидно, что Христофор не удостоился такого прозвания только из-за своего имени). Постановление обязывало всех совершать поминовение как в субботу, так и в воскресенье и другие дни седмицы без различия. Тех, кто совершают поминовение во все эти дни, постановление удостаивает прощения, а «зачинатели» и «предводители злочестия» (т.е. колливады: Афанасий Паросский, Иаков Пелопоннесский и Агапий Кипрский) «извергаются Богом и Господом Вседержителем и обнажаются всякой божественной благодати и священнодействия». Между тем патриарх Софроний II в бытность свою на Иерусалимском престоле придерживался иной позиции (о ней подробно пишет Никодим Святогорец). Афанасий Паросский не признал постановления 1776 г. на том основании, что обвиняемые не были приглашены в Константинополь и выслушаны. Преподобный Афанасий также указал, что одно из выдвинутых в адрес колливадов обвинений, а именно в том, что они объявляют совершающих поминовение усопших в воскресенье находящимися под анафемой, является клеветническим. Постановление 1776 г. и решения Кутлумушского собора не были признаны колливадами. Кутлумушский собор воспринимался ими как «беззаконный» и «разбойничий». Колливады по-прежнему не совершали заупокойных служб по воскресеньям. Но в условиях непрекращающихся нападок и под угрозой прещений многие были вынуждены оставить Афон. Так, Афанасий Паросский обосновался в Фессалонике, продолжая общаться с афонскими колливадами, в частности с Никодимом Святогорцем. Макарий Коринфский также впоследствии уехал с Афона. Преподобный Афанасий неоднократно предпринимал попытки добиться в Константинополе пересмотра дела, чтобы колливады, осуждённые патриаршим постановлением, были оправданы. В 1781 г. при патриархе Гаврииле IV осуждение с Афанасия было снято. Постепенно Святую Гору покинули значительное число колливадов. Многие из них обосновались на различных островах Греческого архипелага (наиболее известными как пристанища колливадов стали острова Хиос, Идра, Патмос, Парос и Скиатос).

 



 
PR-CY.ru