КОЛЛИВАДЫ - Страница 6

Так, все перешедшие в находившийся неподалёку от скита св. Анны Новый Скит были по требованию дикея скита св. Анны изгнаны, вместе с ними вынуждены были покинуть Новый Скит известный в дальнейшем приверженец колливадов иеромонах Христофор и ещё несколько монахов. Новым местом их прибежища стал скит св. Иоанна Предтечи (Продрома), находившийся в подчинении у Иверского монастыря, поэтому иеромонах Христофор впоследствии именовался Продромитом, т.е. насельником Предтеченского скита. Часть изгнанных из Нового Скита попытались поселиться в скиту монастыря Ксенофонт, но этому воспрепятствовал живший там на покое бывший Алеппский митрополит Геннадий. Афанасий Паросский называет его «поварёшкой» и уверяет, что он воздвиг гонения на колливадов с тем, чтобы удостоиться благоволения бывшего патриарха Кирилла и получить доступ к его роскошным трапезам. Действия, направленные на дискредитацию колливадов, привели к тому, что по всей Святой Горе о них стали говорить как о еретиках и «фармазонах». Доступ во многие монастыри и скиты был для них закрыт. Однако некоторые общины оказывали колливадам всемерную поддержку; наиболее известная среди них – община иеромонаха Парфения Скуртоса (называвшаяся также братством скуртеев), обитавшая в одноимённой келлии близ Кареи. В 1772 г. в келлии иеромонаха Парфения колливады провели собрание, на котором было принято решение отправить в Константинополь исповедание веры. Такой документ был составлен и подписан всеми присутствовавшими (впоследствии список подписей пополнялся). В Константинополь письмо отвёз Нифонт Хиосский (1736–1809 гг.). Усилия колливадов не привели к желаемому результату: прибыв в Константинополь, Нифонт обнаружил, что насельник афонского монастыря Григориат Иоаким, который несколько лет прожил в скиту св. Анны и был хорошо знаком со многими влиятельными лицами из патриаршего окружения, смог убедить их в неправоте колливадов. В июле 1772 г. патриарх Феодосий II издал синодальную грамоту, посвящённую вопросу о поминовении усопших, которую подписал также вскоре занявший Константинопольский престол Иерусалимский патриарх Софроний II (1774–1780 гг.), сыгравший определённую роль в спорах о коливе. Грамота указывала, что «совершающие поминовение в субботу поступают хорошо, а если кто и в воскресный день (совершает заупокойные моления), не подлежит осуждению, не плача, но молебные гимны принося Богу о спасении усопших и совершая поминовения в память всеобщего воскрешения, что и в обычае в городских церквах…». Целью грамоты было достижение компромисса, поэтому осуждение колливадов Великой Лаврой было также официально снято в 1773 г. Однако ни колливады, ни их противники не желали компромиссного решения. Противники колливадов продолжали относиться к ним как к еретикам, а колливады, в свою очередь, не желали признавать, что совершающие поминовение в воскресные дни не подлежат осуждению, как возвещала о том синодальная грамота. Издание такого рода посланий было воспринято колливадами как признак определённой растерянности патриарха Феодосия II, и они предприняли новую попытку убедить священноначалие в своей правоте, чтобы патриарх, наконец, запретил агианнанитам следовать их нововведению.

 



 
PR-CY.ru