КОЛЛИВАДЫ - Страница 7

Письмо колливадов с соответствующими требованиями отвёз в Константинополь Иаков Пелопоннесский. К тому времени Константинопольский патриархат возглавил Самуил Хандзерис (1773–1774 гг.; колливады относились к этому патриарху с большим уважением). В 1773 г. была издана новая синодальная грамота, в которой насельникам келлий и скитов предписывалось неукоснительно соблюдать чин и обычай поминовения того монастыря, которому они подчиняются. Очевидно, что поддержка была оказана именно колливадам, т.к. все кириархальные монастыри Святой Горы следовали уставу, согласно которому поминовение совершалось по субботам. Но агианнаниты сочли невозможным согласиться с патриаршим решением. По свидетельству Афанасия Паросского, монахи скита св. Анны обвинили патриарха Самуила в безбожии и объявили, что такому патриарху подчиниться они не могут. Подобные обвинения, по мнению исследователей, распространялись бывшим Алеппским митрополитом Геннадием и монахом Виссарионом Рапсанским – наиболее активными противниками колливадов (о них Афанасий отзывается предельно жёстко). Несмотря на эти заявления, агианнаниты предприняли попытки добиться отмены постановления в Константинополе: они дважды ездили туда с этой целью. Призванные примирить враждующие стороны постановления церковной власти привели лишь к обострению ситуации. Афанасий Паросский сообщает, что в 1773 г. монахи Нового скита и скита св. Анны обратились к некоему «разбойнику» (Афанасий называет его «атаманом разбойников») по прозванию капитан Марко, который находился тогда на полуострове Лонгос, с тем чтобы он прибыл на Святую Гору и очистил её от «злотворных и губительных монахов, которые не суть монахи, но обманщики и маги и фармазоны». После прибытия капитана Марко на Афон ему была вручена записка, содержавшая имена тех, с кем он должен был расправиться. Речь шла о каллиграфе иеромонахе Паисии из келлии пророка Илии, о его старце Феофане, об иеромонахе Агапии Кипрском, который подвизался в местности Крия-Нера, и иеромонахе Гаврииле из братства Паисия. Преподобный Афанасий пишет, что противники колливадов избрали именно их потому, что «папа Паисий» был человеком учёным и знатоком церковного чина, а его старец, хотя и был человеком простым и необразованным, был приговорён к смерти, чтобы не поднимал шума по поводу убийства своего монаха. Трагедия разыгралась во время бдения на праздник Всех святых. В келлии в то время были только иеромонах Паисий и старец Феофан. Агапия и Гавриила убийцы не смогли разыскать. Иеромонах Паисий и старец Феофан были утоплены в море (об убийстве Паисия и Феофана упоминается в письме преподобного Афанасия Киприану, где указывается и год трагедии; данные содержат в сборнике «Бич»). Насколько исследователи могут судить, такое обострение конфликта повлекло за собой отъезд некоторых колливадов со Святой Горы ещё в середине 1770 гг., поскольку они опасались за свою жизнь. Отдельные исследователи склонны отрицать факт этого убийства, ссылаясь на то, что в источниках, которыми они пользуются при восстановлении истории движения колливадов, отсутствуют соответствующие сведения; в то же время они активно используют сочинение Афанасия Паросского, в котором и содержится подробное описание трагических событий (кроме того, сведения об убийстве есть в ряде других источников).

 



 
PR-CY.ru