КОЛЛИВАДЫ - Страница 9

Насколько позволяют судить известные исследователям на сегодня источники по истории движения колливадов, вопрос о частом причащении стал предметом разногласий между монахами Святой Горы почти одновременно с началом спора о поминовении усопших, а именно, около 1770 г. Обсуждение этого вопроса повлекло за собой написание многочисленных сочинений, которыми обменивались сторонники и противники частого причащения. Как указывают К. Манафис и Х. Арамбадзис, эти тексты по большей части остаются неизданными. У исследователей есть все основания полагать, что начиная с 1770 г. Афанасий Паросский берётся за составление своего рода флорилегиев, содержащих святоотеческие высказывания на тему частого причащения. Эти флорилегии используют в дальнейшем сторонники колливадов. Первым из учёных святогорцев, выступившим в защиту частого причащения, как свидетельствуют источники, был Христофор Продромит, за которым последовали Нифонт Хиосский, Иаков Пелопоннесский и Афанасий Паросский. В настоящее время обнаружены также документы, свидетельствующие о том, что в 1770–1775 гг. на Афоне в рукописях распространялось анонимное сочинение «О причащении», которое колливады предлагали для прочтения духовникам и дидаскалам Святой Горы (эти данные содержатся в дошедшем до нас в значительном количестве рукописей письме Афанасия Паросского дидаскалу Афониады Киприану). Когда были изданы анонимные сочинения, посвящённые теме частого причащения (в 1777 г. составленное Неофитом Кавсокаливитом «Руководство», в 1783 г. – «Книга душеполезнейшая», принадлежащая перу Макария Коринфского и Никодима Святогорца), нападки противников колливадов обратились против этих сочинений, поначалу, главным образом, как анонимных, так и не получивших одобрения священноначалия. Встречающееся иногда мнение о том, что греческие сочинения о частом (или «постоянном») причащении были вдохновлены книгой испанского автора Мигеля де Молиноса «Краткий трактат о ежедневном причащении» («Breve tratado de la comunión cotidiana», 1675 г.), было опровергнуто современными исследователями архимандритом Никодимом (Скреттасом) и В. Контичелло: сличение текста греческих книг и испанского трактата показало, что, за исключением близости темы, ничего общего между указанными сочинениями нет. Афанасий Паросский в письме Панагиоту Паламе защищает труд Неофита (сведения об авторстве анонимного сочинения Афанасий получил от некоего молдавского монаха, с которым встречался в Фессалонике). Основное внимание Афанасий уделяет проблеме анонимности, доказывая, что ничего противного истине в анонимном издании книг, направленных на защиту православной веры, когда таковое вынуждено теми или иными обстоятельствами, – нет. В 1786 г. преподобному Афанасию пришлось отвечать уже на критику деятеля греческого просвещения Сергия Макреоса, направленную против книги, изданной в 1783 г. Его письмо, в ответ на которое Афанасий Паросский составил апологию, имело широкое хождение на Святой Горе весной 1786 г. (это обстоятельство, по мнению исследователей, и подвигло известного колливада к решительным действиям).

 



 
PR-CY.ru