КОЛЛИВАДЫ - Страница 2

Их С. Пападопулос предлагал считать союзниками колливадов, во многом разделявшими их воззрения, но не собственно колливадами, т.к. святые Макарий и Никодим будто бы более снисходительно относились к вынужденному нарушению Предания, полагая это «икономией». Такое разделение не находит основания в доступных на сегодня источниках, не соответствует зафиксированным в известных апологетических текстах святителя Макария и преподобного Никодима тезисам и представляется исследователям искусственным. Большинство учёных безоговорочно относит к колливадам святителя Макария Коринфского, преподобного Никодима Святогорца, равно как их друзей и соратников: преподобного Афанасия Паросского, Христофора Продромита и др. Помимо упомянутых попыток ограничить применение термина «колливады» узким кругом лиц исследователи считают необходимым отметить другую тенденцию, также имеющую место в последние десятилетия в греческом мире и состоящую в том, что к колливадам причисляют как некоторых их современников, не принимавших никакого участия в специфической для кружка колливадов деятельности (например, преподобного Паисия (Величковского), равноапостольного Косму Этолийского), так и святых Греческой церкви или подвижников благочестия, живших во второй половине XIX в. и даже в XX в. (например, праведного Николая Планаса, святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского). Для исследователей очевидно, что многие деятели Греческой церкви XIX–XX вв. могут рассматриваться как своего рода «наследники» колливадов, однако причислить их к числу колливадов затруднительно. Связи преподобного Паисия (Величковского) со святителем Макарием Коринфским и преподобным Никодимом Святогорцем сомнения у исследователей не вызывают, но о том, разделял ли преподобный Паисий воззрения колливадов, у исследователей сведений нет. Определённый интерес у исследователей вызывает рукопись из собрания Нямецкого монастыря (автограф преподобного Паисия; есть и список с неё), представляющая собой флорилегий: собрание выписок из соборных постановлений и творений св. отцов, посвящённых причащению. Многие тексты совпадают с теми, что приводятся в «Книге душеполезнейшей…» святых Макария и Никодима (кроме того, в числе выписок есть и отрывок «От книги греческия о Причащении Пречистых Христовых Таин»). Тем не менее, данного свидетельства явно недостаточно, чтобы причислить преподобного Паисия (Величковского) к колливадам. Имея началом реакцию на нарушение богослужебного устава Святой Горы, движение колливадов достаточно быстро приобрело более широкие масштабы. В центре внимания оказался более значимый вопрос духовной жизни – проблема частого причащения (свидетельством чему служит, например, обращение к данной теме Константинопольского  патриарха Феодосия II (1769–1773 гг.) уже в первом постановлении, посвящённом афонским спорам. Защиту церковного Предания от искажений колливадами основывали на безоговорочном предпочтении соборных постановлений и святоотеческой традиции каким бы то ни было местным обычаям, а тем более нововведениям, не имеющим в Предании никакой почвы.

 



 
PR-CY.ru