КЛИМЕНТ - Страница 10

Позднейшая версия легенды представлена в «Истории Мецских епископов» епископа Мартена Мёрисса, который подчёркивал древность и апостольское происхождение Мецской кафедры. Христос вручил управление церковью апостолу Петру, который разослал миссионеров в западные страны, в том числе в Галлию. Среди проповедников был Климент, «первый из числа святых и учёных прелатов, которые управляли этой знаменитой церковью, тот, от кого мы приняли сокровище веры и благодать св. крещения». В отличие от средневековых агиографов Мёрисс считал, что Климент и консул Флавий Климент – разные люди, т.к. консул, по свидетельству римских историков, погиб в Риме, хотя Климент тоже мог принадлежать к роду Флавиев. Опираясь на «Церковные анналы» кардинала Цезаря Барония, Мёрисс составил родословную Климента, из которой следует, что он был дядей консула Флавия Климента и двоюродным дедом священномученика Климента, епископа Римского. Получив посох апостола Петра, Климент вместе со св. Матерном и другими миссионерами отправился в Галлию; Матерн и его спутники продолжили путь в Треверы, а Климент с пресвитером Целестием и диаконом Феликсом остановились в Горце, где они построили капеллу во имя св. Петра. Узнав об их строгой подвижнической жизни, горожане пригласили их в Меттис, где Климент начал проповедовать христианство. Автор признавал, что легенда о драконе и змеях в амфитеатре кажется «сказочной и невероятной» и что победы над «бесконечным множеством такого рода чудовищ» приписывались и другим святым. По мнению Мёрисса, изгнание змей «следует понимать в нравственном смысле», как победу Климента над языческими заблуждениями горожан. Далее сообщается о крещении наместника Ольрия и о строительстве церквей. В заключение Мёрисс цитирует стихотворную надпись на серебряной раке Климента и описывает другой реликварий, хранившийся в аббатстве Сен-Клеман (в нём находились рука Климента и части мощей других святых). В начале XVIII в. под влиянием исторической критики сложилось скептическое отношение к средневековой легенде о Клименте, которое получило отражение в официальных изданиях Мецского епископства. Так, в предисловии к Мецскому Ритуалу утверждалось: «С какого времени в городе Меце появился епископ, решительно неизвестно»; по мнению составителей, первый епископ Климент занимал кафедру, скорее всего, в конце III или начале IV вв. Бенедиктинец Антуан Кальме датировал деятельность Климента второй половиной III в. Он отвергал как легендарные утверждения, что Климент был римским патрицием и учеником апостола Петра. Опираясь на многочисленные рукописные источники, Антуан Кальме доказал, что самые ранние сведения о Клименте содержатся в сочинении Павла Диакона, а вымышленные подробности были добавлены более поздними авторами. Схожее мнение высказывал капуцин Бенуа Пикар, автор «Церковной и гражданской истории города и диоцеза Мец» (между 1708 и 1716 гг.). По его мнению, о Клименте достоверно известно только то, что он был первым Мецским епископом. Тем не менее, в XIX в. предпринимались попытки отстоять достоверность агиографической легенды о Клименте. В Средние века Климент был одним из самых почитаемых в Меце святых. День памяти святого был среди важнейших городских праздников, в честь Климента устраивались шествия и театральные представления. Ежегодно в праздник св. Марка (25 апреля) и во время Рогаций (перед праздником Вознесения) совершалась процессия: жители несли чучело дракона Граулли (Грауйи), побеждённого Климентом, и знамёна с изображением чудища.

 



 
PR-CY.ru