КЛИМЕНТ - Страница 6

По мнению исследователей, Житие было написано в Горце при аббате Генрихе (1055–1093 гг.), скорее всего, в связи со строительством монастырской церкви св. Петра (освящена в 1068 г. Удоном из Нелленбурга, архиепископом Трирским). Житие открывается рассказом о проповеди апостолов и о прибытии апостола Петра в Рим. Агиограф отмечает, что проповедь христианства начинали бедные рыбаки в Иудее, а в Риме проповедовали знатные люди; учениками апостола Петра были Марцелл, сын префекта Рима (впоследствии он написал о деяниях Петра), и Климент, представленный в Житии как консул Фабий Климент, член древнего патрицианского рода Фабиев. Подобно тому, как римский сенат некогда отправлял войска для покорения Галлии, апостол Пётр направил туда миссионеров: Климента – в Меттис, св. Мансвета – в Тулл (ныне Туль), св. Евхария – в Треверы. В пути скончался их спутник Матерн, и проповедники вернулись в Рим; с помощью посоха апостола Петра они воскресили Матерна и при расставании разделили посох на три части. В сопровождении учеников Целестия и Феликса Климент прибыл в Горце, где начинался акведук, снабжавший водой Меттис. В лесу святой построил хижину и воздвиг алтарь во имя апостола Петра. Однажды там укрылся олень, на которого охотился правитель города. После беседы со святым правитель попросил Климента посетить Меттис и спасти горожан от ядовитых змей. Климент поведал горожанам о христианском учении (в Житии приведена пространная проповедь святого), и те обещали принять крещение, если святой избавит город от змей, из-за которых окрестности Меттиса обезлюдели. Повелев людям поститься в знак покаяния, Климент воздвиг алтарь в честь Святого Креста (впоследствии на этом месте была построена церковь), совершил мессу и отправился в заброшенный театр – логово «ядовитых гадов». Далее повествуется об изгнании змей и о крещении жителей; Целестий и Феликс исцелили тех, кто заболели из-за ядовитых испарений. В заключение кратко сообщается о кончине Климента после 25-летнего служения; святой стал небесным покровителем и заступником Меттиса. Содержание второго Жития отличается от сказаний, составленных в аббатстве Сен-Клеман, поэтому исследователям трудно определить источники, которыми пользовался агиограф; исследователи полагают, что он попытался объединить сведения, приведённые в разных текстах. Климент был впервые отождествлён с римским консулом Флавием Климентом (ум. в 95 г.), которого иногда считали дядей священномученика Климента, епископа Римского. В Хронике аббатства Сен-Клеман (конец XII в.) приведены сведения (скорее всего, по мнению исследователей, недостоверные) об открытии мощей Климента примицерием Виндриком и аббатом Фингеном в 981 г.; в саркофаге была обнаружена надпись: «Фабий Климент, консул и римский патриций, апостол и епископ Медиоматриков». Сведения о посохе апостола Петра и о воскрешении Матерна заимствованы из сказания о святых Евхарии, Валерии и Матерне, составленного в X в. в Трире. По преданию, посох апостола Петра хранился в Меце до X в., когда его забрал св. Бруно, архиепископ Кёльнский (953–965 гг.); позднее часть посоха была перенесена в Трир архиепископом Эгбертом (977–993 гг.).

 



 
PR-CY.ru