КЛИМЕНТ - Страница 7

Целестий и Феликс, второй и третий епископы Меттиса, названы спутниками и помощниками Климента в составленном в Горце между 982 и 987 гг. Житии св. Хродеганга (в этом сочинении подчёркивается роль Климента как основателя епископской кафедры, впоследствии прославленной многими епископами). О том, что Климент отправился в Галлию вместе со святыми Мансветом, Матерном, Синицием Ремским (Реймсским), Меммием Каталаунским (Шалонским) и учениками Феликсом и Целестием, в последней четверти X в. упоминал аббат Адсон, автор Жития Мансвета. Исследователи отмечают, что используя разные источники, агиограф проявил тенденциозность при их отборе: прославляя аббатство Горце, он игнорировал предания об основании мецского монастыря Сен-Клеман, о почитании мощей Климента и т.д. Составление второго Жития Климента свидетельствовало о том, что имя святого связывали не только с аббатством Сен-Клеман, но и с другими церквами и монастырями. В X в. епископ Дитрих I пытался подчеркнуть значение Климента как первого епископа и святого покровителя Мецской епископской кафедры; позднее такую попытку предпринял епископ Хериманн (1073–1090 гг.). Об этом сообщается в сказании о перенесении мощей Климента, составленном около 1130 г. Хецелином, как полагают исследователи, каноником соборного капитула. В прологе о Клименте говорится как о римском консуле, которого апостол Пётр послал проповедовать христианство в Меттис и который стал просветителем и небесным покровителем жителей Лотарингии. Климент неоднократно являлся некоему Хардуину и другим жителям Меца, требуя передать епископу, чтобы он почтил мощи святого и перенёс их в достойное место. Однако епископ подчинился повелению Климента лишь после того, как святой предсказал его скорую кончину. 1 мая 1090 г. епископ Хериманн возглавил торжественное перенесение мощей в кафедральный собор и установил ежегодное празднование в честь этого события. Согласно Хронике Гуго из Флавиньи, Климент, явившись отроку, указал место, где покоились его мощи, и велел передать епископу, чтобы он поднял останки святого из могилы. Епископ Хериманн тяжело заболел и согласился открыть мощи Климента, «первого апостола и епископа Мецской Церкви»; вскоре после их перенесения в собор епископ скончался. В «Деяниях Мецских епископов» сообщается, что от мощей совершались чудеса, но после смерти епископа чудотворения прекратились. Некоему монаху Лубрику было видение, в котором Климент заступился за Хериманна перед Христом и не позволил демонам забрать душу епископа. К сказанию о перенесении мощей Климента добавлено описание девяти чудес. Хецелин составил также второе сказание о чудесах Климента, в котором описаны десять чудес, совершившихся, главным образом, в Меце и окрестностях. В первой главе сообщается, что Хаганон, аббат монастыря Сен-Клеман, во время перенесения мощей в 1090 г. отделил руку Климента, с помощью которой монахам впоследствии удалось усмирить бурю. «Книга о Мецских епископах» Павла Диакона была положена в основу «Деяний Мецских епископов», составленных в 1130 гг. клириком из окружения епископа Этьена де Бара (1120–1162 гг.). В «Деяниях...» сообщается, что Климент прибыл в Меттис в пятый год правления императора Клавдия (41–54 гг.), занимал кафедру 25 лет и скончался при императоре Веспасиане (69–79 гг.); его двоюродный брат священномученик Климент управлял Римской церковью. В жизнеописании св. Хродеганга говорится об основании Климентом монастыря Горце, в заметке о епископе Терренции – о принесении Климентом в Мец мощей св. Стефана, которого почитали как покровителя города.

 



 
PR-CY.ru