КЛИМЕНТ - Страница 8

Исследователи полагают, что источником этих сведений было утраченное Житие Климента. Сигеберт из Жамблу в сочинении «Жизнь Дитриха I, епископа Мецского» привёл другое предание о Клименте: святой получил от ангела свиток с инициалами всех своих преемников на епископской кафедре; буквы были разного цвета (золотые, серебряные и т.д.), в зависимости от добродетелей и заслуг каждого епископа. В XI в. насельники аббатства Горце пытались представить Климента основателем своего монастыря, игнорируя житийную традицию, сложившуюся в Сен-Клемане. Позднее возникло соперничество между монастырём Сен-Клеман и аббатством Сент-Арнуль, которое было известно святынями (прежде всего, мощами св. Арнульфа) и связью с династией Каролингов (здесь были похоронены Хильдегарда, супруга Карла I Великого, и его незаконный сын архиепископ Дрогон, а также император Людовик Благочестивый). В ответ на сложившееся в монастыре Сен-Клеман предание об основании обители Климентом, учеником апостола Петра, возникло представление, что аббатство Сент-Арнуль было основано св. Пациентом, четвёртым епископом Меттиса, посланным в Галлию апостолом Иоанном (в монастыре хранился зуб апостола). Это предание изложено в «Деяниях Мецских епископов», а также в Малом картулярии аббатства Сент-Арнуль – компиляции начала XIV в., при создании которой были использованы источники X–XI вв. Конфликт между монастырями обострился во время спора о принадлежности мельниц на реке Сей, недалеко от амфитеатра и церкви Сен-Пьер-оз-Арен. Монахи аббатства Сен-Клеман, которому принадлежала церковь и земли вокруг амфитеатра, отказывали насельникам монастыря Сент-Арнуль в праве строить на реке мельницы. В связи с имущественным спором монахи Сен-Клемана уделяли особое внимание владельческим правам на церковь Сен-Пьер-оз-Арен, подчёркивая, что храм был основан Климентом, изгнавшим из амфитеатра ядовитых змей и таким образом сделавшим окрестные земли пригодными для жизни. Права насельников монастыря Сен-Клеман на церковь были подтверждены Римскими папами Каллистом II (в 1123 г.) и Иннокентием II (в 1139 г.). По мнению исследователей, в 1120 гг. в монастыре была составлена фальшивая грамота епископа Хериманна, датированная 2 мая 1090 г., в которой подробно говорится о правах и владениях обители (исследователи полагают, что грамота основана на подлинном, но сильно интерполированном документе). В 1130 г. грамота была подтверждена епископом Этьеном де Баром. В то же время монахи аббатства Сен-Клеман, добивавшиеся основания прихода при церкви Сен-Пьер-оз-Арен, вступили по этому поводу в конфликт с соборным капитулом. С разногласиями монахов и соборных каноников связано создание в аббатстве Сен-Клеман третьего Жития Климента (1130 гг.; не издано). При его составлении использовались сведения из первого и второго Житий, хотя упоминания о строительстве Климентом храма на месте аббатства Горце отсутствуют. В третьем Житии впервые сообщается об основании Климентом городской церкви св. Петра, которая якобы была древнейшим соборным храмом (исследователи полагают, что подразумевалась церковь Сен-Пьер-ле-Мажёр, входившая в ансамбль кафедрального собора). Согласно Житию, еженедельное посещение церкви Сен-Пьер-оз-Арен на протяжении года приравнивалось к паломничеству в Рим. По мнению исследователей, после прекращения конфликтов с соборным капитулом, монастырями Горце и Сент-Арнуль в аббатстве Сен-Клеман было составлено самое подробное, четвёртое Житие Климента (между 1180 и 1243 гг.; не издано).

 



 
PR-CY.ru