КЛИМЕНТ - Страница 5

После изгнания змей жители Меттиса приняли крещение. Климент построил церковь св. Петра в амфитеатре, а также церковь св. Иоанна Крестителя (она служила баптистерием; вскоре там был основан монастырь) и третий храм над криптой, в которой находился целительный источник; в этой церкви святой был похоронен. Перечисляя храмы, основанные Климентом, составитель Жития стремился подчеркнуть связь святого с монастырём св. Феликса (Сен-Клеман), где покоились его мощи. В заключение утверждается, что сведения о чудесах святого оказались утраченными из-за нашествия варваров, которые разорили церкви и уничтожили книги. Агиограф добавляет, что чудеса у мощей Климента совершаются до сих пор: в присутствии автора получили исцеление тяжелобольной человек и трое одержимых демонами. Позднее монах Кар (как полагают исследователи, ирландец, живший в аббатстве св. Феликса) составил стихотворное Житие Климента. Житие, написанное дактилическим гекзаметром, содержит 1068 стихов; сохранилось в единственной рукописи (середина XII в.) из аббатства св. Евхария (св. Матфия) в Трире. Стихотворное Житие было составлено между 992 и 1005 гг., как полагают  исследователи, после смерти аббата Фингена (8 октября 1004 г.), но при жизни епископа Адальберона II (ум. 14 декабря 1005 г.). В Житии исследователи выделяют три части. Вначале сообщается о прибытии Климента в Меттис и о победе над змеями, вторую часть составляет пространная проповедь Климента, в которой пересказ Афанасиева Символа веры и фрагменты Священного Писания перемежаются гимнами. По мнению некоторых исследователей, проповедь Климента была задумана как образец версификации библейских и вероучительных текстов для учеников монастырской школы; по другой версии, она представляет собой стихотворный катехизис, составленный по образцу сочинения Августина Блаженного «Наставление несведущих» («De catechizandis rudibus»). Заключительная часть Жития посвящена церквам, основанным Климентом, и монастырю, существовавшему при них. Агиограф подчёркивает значение Климента как первого пастыря жителей Меттиса и их заступника, который изгнал «ядовитых гадов» и освободил людей от тьмы язычества. Монах Кар использовал, главным образом, первое Житие Климента; в повествовании о монастыре он опирался на устные источники. Ко второй половине XI в. исследователи относят составление первого сборника чудес Климента, задуманного как приложение к первому Житию. Сборник сохранился в легендарии аббатства св. Винцентия (Сен-Венсан) в Меце (XIII в.); в него включены описания семи чудес. В повествовании о чуде, которое произошло вскоре после прибытия в Мец св. Кадроэ, утверждается, что все служители Климента и люди, похороненные в его монастыре, будут спасены. Даже человек, который подвергся анафеме, благодаря заступничеству Климента отправился в чистилище, а после молитвы Кадроэ очистился от грехов. В заключительной главе сообщается о попытке епископа Дитриха I забрать мощи Климента из монастыря. Во второй половине XI в. было составлено второе Житие Климента. В тексте не упоминается о монастыре св. Феликса (Сен-Клеман), но подчёркивается, что Климент построил первый храм на месте будущего аббатства Горце.

 



 
PR-CY.ru