КЛИМЕНТ - Страница 3

Во второй половине или в конце III в. амфитеатр перестал использоваться по назначению. По мнению исследователей, это было связано со строительством городских стен в конце III в. или в IV в.: амфитеатр оказался за пределами укреплений, жители покинули примыкавший к нему квартал и, скорее всего, переселились под защиту крепостных стен. Церковь могла быть основана после того, как амфитеатр перестал функционировать – около 275 г. или на рубеже III и IV вв., при императоре Констанции I Хлоре (293–306 гг.). Исследователи высказывали мнение, что при императоре Константине I Великом (306–337 гг.) здание было восстановлено. Скорее всего, как полагают исследователи, именно тогда церковь перенесли внутрь городских стен. В 1902–1903 гг., во время раскопок амфитеатра, следы церкви, основанной Климентом, обнаружены не были, но археологи предположили, что остатками крестообразного храма могли быть колонны, установленные в подвальном помещении под ареной. Церковь была воздвигнута после того, как амфитеатр был заброшен; внутри здания и поблизости от него найдены христианские надгробия конца IV – V вв. и фрагменты керамики с монограммой Христа. Позднее на арене амфитеатра находилась церковь св. Петра (Сен-Пьер-оз-Арен); о ней упоминается в перечне стациональных церквей Меца, который сохранился в рукописи конца VIII – начала IX вв. (перечень был составлен во второй половине VIII в., как полагают исследователи, при архиепископе Хродеганге). Современные исследователи отрицают достоверность предания об основании епископской кафедры, изложенного в источниках второй половины VIII в. О христианах в Меттисе раньше IV в. точных сведений нет; хронологические указания Павла Диакона и других поздних авторов исследователи считают ненадёжными. По мнению исследователей, христианская община была основана на рубеже III и IV вв. В Меттисе могли останавливаться христианские проповедники, следовавшие из Лугдуна (ныне Лион), где община христиан существовала уже во II в., в Треверы (ныне Трир), центр провинции Первая Белгика. К югу от амфитеатра, в районе современного квартала Саблон (здесь находился римский некрополь), располагалась базилика св. Феликса, построенная, скорее всего, как полагают исследователи, в конце V в.). Согласно Павлу Диакону, здесь были похоронены Руф и Адельф, девятый и десятый епископы Меттиса. Из более поздних источников исследователям известно, что в базилике св. Феликса находились гробницы второго епископа Целестия, седьмого епископа Симеона и тринадцатого епископа Ауктора (впоследствии их мощи были перенесены в Мармутье, Нёвиллер (ныне Нёвиллер-ле-Саверн) и другие монастыри Лотарингии). Исследователи полагают, что базилика была усыпальницей ранних епископов Меттиса. Павел Диакон не упоминал о месте погребения Климента. Сведения о его гробнице в базилике св. Феликса, именовавшейся также в честь Климента, относятся к IX в. В так называемой Бернской рукописи Мартиролога Иеронима Стридонского (конец VIII в.), выполненной в монастыре Сент-Авольд и впоследствии хранившейся в кафедральном соборе в Меце, содержатся дополнения IX в. с указанием местных праздников и памятных дат. Под 20 марта говорится о «перенесении тела св. Климента в Меце».

 



 
PR-CY.ru