КЛИМЕНТ - Страница 4

О гробнице Климента упоминается также в добавлении ко второму перечню Мецских епископов в «Сакраментарии» Дрогона: согласно заметке на поле рукописи, Климент построил церковь св. Петра в амфитеатре и «церковь св. Климента, где он покоится». Считается, что мощи Климента были обретены при архиепископе Дрогоне, но точных сведений об этом нет. В X в. почитание Климента в Меце было связано с основанием монастыря при базилике св. Феликса. В церкви служили клирики, которыми руководил архидиакон кафедрального собора; из-за их небрежности храм пришёл в упадок и почти разрушился. По просьбе епископа Адальберона I (929–962 гг.) в Мец прибыли ирландские монахи во главе со св. Кадроэ (ум. в 974/975 г.); они основали при базилике монашескую общину. Согласно Житию св. Кадроэ, составленному в 982–983 гг., в базилике св. Феликса покоились мощи многих святых; в стихотворном Житии Климента говорится о четырёх церквах во имя святых Климента, Феликса, Иоанна Крестителя и Привата. В 953 г. епископ Адальберон I передал монашеской общине при «церкви блаженного Климента, первого нашего пастыря», права на храм св. Андрея. Мецский епископ Дитрих I (965–984 гг.) также оказывал монахам покровительство; император Оттон II даровал монастырю привилегии (об этом упоминается в грамоте императора Оттона III). Однако после смерти Кадроэ епископ, скорее всего, как полагают исследователи, отстранил монахов от управления церковью и передал её в качестве бенефиция соборному примицерию Виндрику (Вигериху). Позднее Дитрих I попытался перенести мощи Климента в кафедральный собор, но люди, которые несли святыню, были остановлены у городских ворот невидимой силой; им явились прекрасные юноши, которые забрали мощи и вернули в храм св. Феликса. Исследователи полагают, что переносом мощей Дитрих I намеревался укрепить почитание Климента как покровителя города и епископской кафедры, но монахи не позволили ему это сделать. Виндрик восстановил церковь св. Феликса и здания монастыря; мощи Климента, ранее находившиеся в крипте, были помещены в верхнем храме. Епископ Адальберон II (984–1005 гг.) назначил главой монастыря аббата Фингена (около 990 – 1004 гг.) и передал ирландским монахам церковь св. Симфориана (дарение подтверждено императором Оттоном III 25 января 992 г.). По мнению исследователей, при Дитрихе I или в начале епископата Адальберона II было составлено первое Житие Климента. В рукописях XI в. из аббатств св. Арнульфа (Сент-Арнуль) и св. Симфориана (Сен-Симфорьен) в Меце и св. Максимина в Трире текст Жития включён в состав «Книги о Мецских епископах» Павла Диакона; лишь с XII в. Житие получило распространение как самостоятельное произведение. Согласно Житию, в заброшенном амфитеатре обитали ядовитые змеи, чьё дыхание губило людей и животных, поэтому жители Меттиса не могли выйти за городские стены. Климент обещал изгнать змей, если горожане отвергнут идолопоклонство и обратятся ко Христу. Святой отправился в амфитеатр и обезвредил змей крестным знамением. Он обвязал столой самую большую змею, притащил её на берег реки Сей и велел «ядовитым гадам» навеки покинуть город.

 



 
PR-CY.ru