КИНИКИ - Страница 8

В настоящее время эта аргументация признана неубедительной и несостоятельной; таким образом, единственным доступным современным исследователям способом решения вопроса о связи кинизма с Антисфеном является сопоставительный анализ имеющихся сведений о философском содержании учений Антисфена и Диогена. Большинство исследователей согласны с тем, что в философском учении Антисфена было предложено первоначальное теоретическое обоснование ряда принципиальных основоположений будущего кинизма, а в его личном образе жизни присутствуют некоторые характерные черты образа жизни будущих киников. Вместе с тем создание целостного кинического мировоззрения, т.е. кинизма как системы убеждений и подчинённого определённым практико-аскетическим нормам образа жизни, не может быть приписано Антисфену; оно является заслугой Диогена. Согласно утверждениям древних писателей, Диоген родился в милетской колонии Синопа, бывшей в это время главным греческим торговым центром на южном побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря). Дату рождения Диогена на основании имеющихся сведений исследователи могут установить лишь приблизительно – начало V в. до н.э. (возможно, около 405–403 гг. до н.э.); по древнему преданию, которое согласуется с другими известными сведениями о жизни Диогена, он скончался в один день с царём Александром Великим (Македонским) – 13 июня 323 г. до н.э. Отец Диогена, Гикесий, заведовал городским меняльным столом, т.е. был банкиром, отвечавшим за определение ценности принимавшихся к обращению монет, а также, как полагают исследователи, участвовал в выпуске городских монет. В результате раскопок в Синопе были обнаружены монеты IV в. до н.э., имеющие клейма ΙΚΕΣΙΟ и ΙΚΕΣΙ (исследователи полагают, что эти клейма могли принадлежать отцу Диогена). Исследователям известно несколько противоречивых версий рассказа о том, что Диоген был вынужден покинуть родной город из-за обвинений в «порче монеты», выдвинутых, по одним данным, против его отца, а по другим – также против него самого. Этот рассказ дополняется свидетельством о том, что Диоген будто бы неверно понял рекомендацию дельфийского оракула, объявившего, что Диогену следует «перечеканить монету», в том числе и так, что можно изменить её ценность (в переносном смысле выражение означает «перемену сложившихся обычаев»). Хотя посещение Диогеном оракула исследователи считают маловероятным и, по-видимому, вымыслом доксографов, сама формула «перечеканить монету», скорее всего, действительно восходит к Диогену и использовалась им для описания его философской деятельности. Исследователи склонны считать, что негативный смысл «порчи монеты», т.е. намеренного искажения ценности монет (или фальшивомонетничества), был придан глаголу «перечеканить» лишь в последующей традиции, тогда как первоначально у Диогена он мог означать «перечеканку» в нейтральном смысле; например, такую, которая происходила при смене власти, когда монеты клеймились именем или изображением нового правителя. Будучи сыном банкира, Диоген знал о такой практике; используя двусмысленность слова «обычай/монета», он в ироничной и образной форме указывал на свою философию как на «переоценку общепринятых ценностей»; тогда как его аудитория могла понять это как признание в преступлении, связать с изгнанием из Синопы и создать соответствующую легенду.

 



 
PR-CY.ru