КИНИКИ

КИНИКИ – представители кинизма, одной из сократических школ (см. в ст. Сократ) античной и эллинистической философии. Кинизм возник в IV в. до н.э. и просуществовал до конца V в. н.э.; в некоторые периоды он пользовался значительной популярностью, особенно в низших слоях общества. Из различных источников исследователям известно около 80 имён кинических философов, о большинстве из которых есть лишь скудные и отрывочные сведения. Ни одно из сочинений киников полностью не сохранилось. Число приводимых античными авторами отрывков из произведений киников, способных служить источниками для установления особенностей их философского учения, крайне невелико. Наиболее подробным источником сведений о раннем кинизме исследователи называют сочинение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», где кинизму посвящена целиком шестая книга. Вместе с тем отдельные сообщения Диогена Лаэртского о киниках современные исследователи подвергают сомнению ввиду их расхождения с иными, более достоверными источниками. Отдельные повествования о киниках и их изречения приводили многие греческие и латинские философы и писатели, в том числе Ксенофонт (V–IV вв. до н.э.), Аристотель (IV в. до н.э.), Страбон (конец I в. до н.э. – начало I в. н.э.), Филон Александрийский (I в.), Луций Анней Сенека (I в.), Плутарх (I–II вв.), Секст Эмпирик (конец II – начало III вв.), Гален Пергамский (II–III вв.), Иоанн Стобей (V в.) и др. Кроме того, важность ввиду их древности (III–I вв. до н.э.) представляют краткие сведения о киниках, содержащиеся в античных папирусах, исследованных в XIX–XX вв. Во II–IV вв. учение киников подробно обсуждали некоторые греческие авторы, не принадлежавшие по своему образу жизни и убеждениям к кинической школе, однако с симпатией относившиеся к идеям кинизма: стоик Эпиктет (I–II вв.), философствующий оратор Дион Хризостом (I–II вв.), философ и сатирик Лукиан Самосатский (II в.), платоник Максим Тирский (II в.), неоплатоник римский император Юлиан Отступник (361–363 гг.). В отечественной науке они получили условное наименование «кинизирующие писатели». Из ранних христианских авторов различные сведения о киниках приводят Климент Александрийский (II–III вв.), Тертуллиан (II–III вв.), Лактанций (III–IV вв.), епископ Кесарии Палестинской Евсевий (III–IV вв.), епископ Кирский Феодорит (IV–V вв.), Константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст (середина IV – начало V вв.), епископ Гиппонский Августин Блаженный  (IV–V вв.), Иероним Стридонский (IV–V вв.) и др. Популярность кинизма в эллинистическую эпоху привела к появлению ряда псевдоэпиграфических сочинений, в которых идеи позднего кинизма приписываются ранним представителям кинической философии. Наиболее крупным памятником такого рода являются «Письма» сократиков и киников – сборники подложных писем Антисфена, Диогена, Кратета, Мениппа и других философов. С конца XIX в. наиболее часто используемым историками философии источником фрагментов киников была подборка, подготовленная немецким филологом Ф.В.А. Муллахом. В XX в. были изданы собрания фрагментов отдельных киников: Антисфена, Телета, Биона Борисфенита, Деметрия.

 



 
PR-CY.ru