КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 15

В России тип Киккской иконы становится известен в период позднего Средневековья, когда связи с православным Востоком оказали влияние на культуру. В русской книжности XVI–XVII вв. зафиксированы сведения о почитании икон на Кипре и чудесах от некоторых из них, прежде всего, от иконы Божьей Матери, вошедшие в сборник Иоанникия Галятовского «Небо новое» (Львов, 1665 г.). Судя по данным письменных источников, в России знали о нескольких чудотворных образах Божьей Матери на Кипре, поэтому иконографию Киккской иконы называли также Кипрской: в Сийском иконописном подлиннике второй половины XVII – XVIII вв. есть прорись Богоматерь с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью: «Изображение чюдотворнаго образа престыя Бдца Кипрския» (Российская национальная библиотека, Общество любителей древней письменности). «Праворучный» вариант Киккской иконы тоже был включён в Сийский иконописный подлинник (Российская национальная библиотека, Общество любителей древней письменности) и, по мнению исследователей, восходил к работам мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. На обеих прорисях среди одежд Младенца присутствует рубашечка с короткими рукавами. Из документов исследователям известно, что несколько лучших «царских изографов» середины – второй половины XVII в. создавали списки Киккской иконы для кремлёвских и московских храмов: Симон Ушаков, Тихон Филатьев и др. Одна из наиболее известных исследователям икон этого извода работы Симона Ушакова была написана для московской церкви во имя Григория Неокесарийского (1668 г., Третьяковская галерея). Название иконы дано по-гречески – « Η ΕΛΕΟΥΣΑ Η ΚΥΚΥΟΤΙΣΣΑ», как и надпись на развёрнутом свитке Младенца (Лк. 4:18), русский перевод сделан более мелким шрифтом на фоне рядом со свитком. По композиции этот образ повторяет Киккскую икону нового типа в зеркальном варианте – с Младенцем на правой руке. Под хитоном Младенца белая рубашечка с короткими рукавами, на груди синяя перевязь. Одежды и покровы усыпаны золотыми узорами, в письме одежд использовано твореное золото, так что икона в буквальном смысле сияет. Стиль лично́го письма в духе «живоподобия» близок к другим работам мастера. Эта икона послужила образцом для повторений, к их числу принадлежит русская икона второй половины XVII в. большого размера (Государственный Эрмитаж). Исследователи находят интересным, что в надписях на русских иконах обязательно присутствует такой эпитет Киккской иконы, как «Елеуса» («Милостивая»), хотя справедливо отмечено, что данный извод правильнее называть «Взыграние Младенца».

 



 
PR-CY.ru