КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 14

Образ апостола Луки, читающего Евангелие перед мольбертом, на котором стоит икона, помещён под средником. Ещё один список Киккской иконы находится в церкви Пресвятой Богородицы Хрисополитиссы в Ларнаке (1791 г.). Изображение Божьей Матери с Младенцем здесь обрамлено сценами из Акафиста Пресвятой Богородице. В среднике Иоаннис Корнарос повторил новое положение ног Младенца. Богоматерь в короне, но ангелы изображены не возлагающими венец, а сложившими крестообразно руки на груди. В нижнем левом углу помещена маленькая фигура сидящего за мольбертом апостола Луки. Орнаменты опять в изобилии покрывают одеяния, дополнительный плат на плечах Богородицы уже не красный, а золотой, складки же мафория под ногами Младенца расположены так, что напоминают чашу или раму, своего рода пьедестал для всего образа, и переходят в развёрнутый свиток с комментирующей надписью. Отличительной чертой всех списков работы Иоанниса Корнароса исследователи называют большое количество текстов, которые не только сопровождают фигуры святых, представленных рядом с «Киккотиссой», но и дополняют Её образ в среднике. Для местного ряда иконостаса собора Киккского монастыря Иоаннисом Корнаросом были написаны иконы, сюжеты которых представляют эпизоды из истории создания Киккской иконы: «Апостол Лука пишет Киккскую икону Божьей Матери» (1792 г.) и «Апостол Лука приносит Богоматери Её икону для благословения» (1791 г.). Эти сюжеты, имеющие повествовательный характер, заимствованы с гравюры 1778 г., но композиционно решены иначе. Иконографические схемы, восходящие к византийским палеологовским образцам, даются в стиле европейского искусства Нового времени: например, второй сюжет напоминает рассматривание портрета заказчицей. На образах Киккотиссы, представляющих композиционный центр этих икон, ноги Младенца изображены в новом положении: они спокойно лежат на левой руке Богоматери и почти полностью закрыты длинным одеянием, которое по покрою отличается от традиционных одежд (вокруг шеи Христа отложной воротник с тремя кисточками). Первый сюжет повторен на гравюре на меди, выполненной в 1798 г. в Венеции гравёром Дж. Джулиани по эскизу иеродиакона Харалампия Киккота. Второй – на гравюре 1802 г. того же иеродиакона Харалампия; это изображение с изменением некоторых деталей воспроизводилось на литографии 1848 г. (Константинополь, литограф исследователям неизвестен) и на гравюре 1851 г. (Афины, гравёр И. Платис). На гравюрах конца XVIII – XIX вв. в композиции Киккской иконы появляются изменения, например, положения ног Младенца, которые, следуя иконографии оклада 1795 г., изображают скрещенными: гравюры 1798, 1802, 1816 (Венеция, имя гравёра исследователям неизвестно) и 1851 гг., литография 1848 г. Под влиянием гравюр в конце XVIII – XIX вв. было создано значительное число списков Киккской иконы. Только в Фессалонике в настоящее время находится десять списков Киккской иконы, созданных в последние десятилетия XVIII – первой половины XIX вв. Кроме того, иконографический тип Киккской иконы оказал влияние на другие изводы: например, после утраты в поствизантийский период оригиналов чудотворных образов Божьей Матери «Трикуккиотисса» и «Хрисорройятисса» написанные вместо них иконы воспроизводили иконографию Киккской иконы. Почитание Киккской иконы повлияло на создание её списков и в художественных мастерских церковных центров вне Кипра, в том числе на Афоне, откуда они расходились по всему православному Востоку (например, список XVIII в. в Национальном историческом музее в Софии).

 



 
PR-CY.ru