КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 16

Ещё один список Киккской иконы был исполнен тем же мастером «со учеником» для Успенской Флорищевой пустыни (судя по вкладной надписи на иконе: «Въ обитель Пресвятыя Богородицы на Красныхъ горахъ») в Гороховецком уезде Владимиро-Суздальской епархии (1675 г., ныне во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике). Исследователи отмечают, что на ней композиция соответствует большинству списков византийского и поствизантийского времени (Младенец на левой руке Богоматери), а тип и цвет одеяний и плата Богоматери имеют сходство с иконой, написанной для церкви Григория Неокесарийского. Надпись, сделанная также по-гречески, дана в две строки по сторонам нимбов. Именно так размещена аналогичная надпись на прориси в Сийском иконописном подлиннике (Российская национальная библиотека, Общество любителей древней письменности), в то время как композиция повторяет лист с образом, названным «престыя Бдцы Кипрския» (Российская национальная библиотека, Общество любителей древней письменности). Мастер Тихон Филатьев написал для московской церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Голутвине парные иконы Иисуса Христа и Божьей Матери, последнюю – в изводе Киккской иконы (1690–1691 гг., Исторический музей). На ней композиция, известная по иконе Симона Ушакова, приобрела бо́льшую монументальность, фигура Богоматери заполнила почти всё поле средника, греческая надпись размещена симметрично по сторонам фигуры, одежды насыщены золотыми узорами. К этому же направлению исследователи относят икону из собрания Василия Александровича Прохорова, некогда находившуюся в коллекции Русского музея императора Александра III (ныне в Государственном Эрмитаже; Никодим Павлович Кондаков считал её произведением кипрского мастера). По мнению исследователей, икона работы мастеров того же круга была вложена в монастырь Хиландар (она близка к русским произведениям светлым фоном, монументальностью композиции и фигур Богоматери и Младенца, наличием оклада, повторением надписи в той формулировке и написании, которые характерны для русских икон второй половины – конца XVII в.). Московским мастерам были известны и изводы икон, отличные от тех, которыми пользовались мастера Оружейной палаты второй половины XVII в., более близкие к древнему изводу Киккской иконы: на иконе малого размера (XVII в., частное собрание) Богоматерь представлена в «праворучном» варианте, отсутствует свиток и надписи, кроме традиционных сокращений; в отличие от икон письма царских изографов перевязь Младенца на этой иконе не синяя, а белая.

 



 
PR-CY.ru