КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 12

В центре помещён образ Киккской иконы в богато орнаментированной раме. Богоматерь облачена в традиционные одежды (синее платье с золотыми поручами и коричневый мафорий), которые покрывает ярко-красный плат с шитой каймой. Младенец держит свиток с текстом (Лк. 4:17), архангелы Михаил и Гавриил, венчающие Богоматерь, – свитки со словами из первого икоса Акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, яко еси Царево (седалище); радуйся, яко носиши (Носящаго вся)». В облаках парят ещё четыре ангела, в углах помещены полуфигуры четырёх пророков. Киккскую икону сопровождает надпись. Вокруг центрального изображения Киккской иконы – 14 клейм с историей чудотворного образа, каждое заключено в барочный орнаментальный картуш: «Богоматерь просит апостола Луку написать Её икону, архангел Гавриил приносит доски», «Апостол Лука пишет икону», «Апостол Лука приносит иконы Богоматери для благословения», «Преподобный Исаия с Мануилом Вутомитом просят икону у Алексея I Комнина, и Богоматерь является во сне императору», «Процессия во главе с Алексеем I и Константинопольским патриархом несёт икону на корабль, отправляющийся на Кипр», «Прибытие иконы на Кипр и вручение преподобному Исаии императорского хрисовула с привилегиями монастыря», «Исцеление ребёнка перед иконой на Кипре и расслабленного в Константинополе от покрова иконы», «Богоматерь наказывает нечестивого мавра, и у него отсыхает рука», «Богоматерь спасает упавшего с обрыва монаха», «Спасение потерпевшего кораблекрушение», «Сцены исцелений перед иконой», «Богоматерь посылает ливень после угрозы турецкого наместника сжечь икону, если не прекратится засуха», «Спасение иконы исцелённым паралитиком во время пожара 1365 г.», «Братия возвращает спасённую икону в монастырь». История Киккской иконы запечатлена также на иллюстрациях ко второму изданию «Описания... Киккского монастыря», подготовленному в 1782 г. Серафимом Писсидийцем. Однако есть факты, свидетельствующие о более раннем издании, т.к. гравюра 1778 г. названа «новой гравюрой чтимой иконы Киккского монастыря». В ней исследователи видят сильное влияние западной живописи (светотеневая моделировка, элементы прямой перспективы, архитектура стиля барокко). Если на гравюре 1751 г. лики имеют вытянутую форму, а ноги Младенца длинные и стройные, то на гравюрах второй половины XVIII в. лики приобретают округлённость, ножки Христа изображены пухлыми, как у малолетнего ребёнка. Такая характерная для поздних икон «Киккотиссы» деталь, как включение в композицию фигуры апостола Луки, появилась во второй половине XVIII в. Она встречается и в более ранних произведениях, чем гравюра 1778 г. Например, на иконе 1761 г. из церкви великомученика Георгия Победоносца в Миликури (41,5х36,5 см) два нижних ряда занимают поясные изображения святых, над ними помещены три написанные апостолом Лукой иконы (Киккская икона представлена в середине). Богоматерь и апостол Лука представлены по сторонам центральных изображений чудотворных образов: Она стоит перед иконами, обращаясь к Богу Отцу, текст моления красными буквами соединяет Её и небесный сегмент; апостол прикасается к одной из написанных им икон правой рукой, а левую поднимает в жесте адорации.

 



 
PR-CY.ru