КАНТАТА - Страница 4

История кантаты XVIII в. в Англии открывается публикацией «Шести английских кантат» Джона Кристофера (Иоганна Кристофа) Пепуша (1710 г.). С этого времени и примерно до 1740 г. история жанра отмечена сильным влиянием итальянских образцов, что проявилось как в следовании модели А. Скарлатти (две арии da capo, предваряемые речитативами), так и в пристрастии к пасторальным текстам. В середине века в творчестве таких композиторов, как Чарльз Джон Стэнли и Уильям Хейс, исследователи отмечают тенденцию к преодолению подражательности, к опоре на национальный мелос, к свободному претворению итальянских форм. Появляются кантаты на патриотические темы, охотничьи кантаты и т.п. Мода на исполнение светской музыки в общественных садах Лондона привела к появлению репертуара кантат с участием большого инструментального ансамбля. Так, «Шесть кантат для голоса с инструментами» Томаса Арна (1755 г.) написаны для стандартной группы струнных в сочетании с различными духовыми (флейты, гобои, валторны, фаготы). Мода сочинять кантаты на национальном языке не прошла мимо немецких композиторов, в том числе крупнейших мастеров позднего барокко Райнхарда Кайзера, Георга Филиппа Телемана, Иоганна Себастьяна Баха. Однако светские кантаты занимают в целом скромное место в творчестве этих композиторов (несмотря на то что Р. Кайзер и Г.Ф. Телеман опубликовали несколько собраний кантат). В Германии и Австрии в XVIII в. был создан обширный репертуар кантат на итальянские тексты; их авторы – преимущественно придворные композиторы (в том числе нанятые на службу итальянцы). Итальянские кантаты (как камерные, так и оркестровые, с яркими, виртуозными партиями солирующих инструментов) составляют, в частности, значительную долю наследия мастеров оперного жанра середины столетия Иоганна Адольфа Хассе и Карла Генрихи Грауна. К концу века кантата утрачивает значение, что заметно, например, у венских классиков, в творчестве которых единичные образцы жанра занимают второстепенные позиции; наиболее ценными в художественном отношении исследователи считают «Ариадну на Наксосе» Йозефа Гайдна (около 1790 г.), три поздние масонские кантаты Вольфганга Амадея Моцарта и «Морская тишь и счастливое плавание» Людвига ван Бетховена на слова Иоганна Вольфганга фон Гёте (1815 г.). Особой проблемой, сохраняющей остроту, до настоящего времени остаётся вопрос о существовании и об исторических границах жанра духовной кантаты в протестантской церковной музыке XVII–XVIII вв. Несмотря на то что репертуар последней довольно хорошо изучен, имеющиеся концепции жанра и использование термина «кантата» в научной литературе и в музыкальной практике исследователи считают небесспорными. В начале XVIII в. итальянская кантата повлияла не только на светскую, но и на духовную музыку в протестантской Германии. Результатом этого стала реформа немецкой церковной поэзии, предпринятая богословом Эрдманом Ноймайстером, автором девяти годовых циклов кантатных либретто – литературных сочинений, на которые композитор мог создавать музыку к службам во все воскресные дни и в дни больших праздников церковного года.

 



 
PR-CY.ru