КАНТАТА

КАНТАТА – в западноевропейской музыке с XVII в. жанровое обозначение, относящееся к многочастным вокально-инструментальным сочинениям разного типа, происхождения и предназначения, в том числе к богослужебным и написанным на тексты христианского содержания. Расцвет жанра и период его наибольшей популярности приходятся на конец XVII – первую половину XVIII вв. Термин «cantata» возник в итальянской музыке эпохи барокко и употреблялся по отношению к камерным композициям для нескольких певцов (как правило, от одного до трёх) в сопровождении basso continuo (см. в ст. Бас); возможно было также участие мелодических инструментов (практика, распространившаяся к концу эпохи). В кантате для двух или трёх певцов наряду с сольными разделами присутствуют ансамбли. Музыкальные словари Себастьяна де Броссара (1703 г.) и Иоганн Готфрида Вальтера (1732 г.) дают почти идентичные определения жанра; согласно последнему, кантата – «продолжительная музыкальная пьеса на итальянский текст, в которой арии перемешаны с речитативами. Кантата состоит из нескольких частей, различных по размеру и темпу (aus verschiedenen Tact-Arten), и исполняется солистом с continuo; однако часто имеются также партии двух и более инструментов. С недавних пор кантаты стали сочинять французы на собственном языке; то же делают и немцы». Самым ранним известным употреблением данного понятия исследователи считают название собрания светских сочинений итальянского композитора Алессандро Гранди «Cantade et arie» (Venezia, 1620 г.). Слово «кантата» пользовалось популярностью у композиторов, публиковавшихся в Венеции, которые называли этим словом (возможно, в противоположность слову sonata) сольные вокальные сочинения различной формы. Центром становления и развития жанра итальянской кантаты стал Рим благодаря распространённой в нём практике частного музицирования в аристократической среде (по большей части во дворцах прелатов католической церкви). Крупнейшие римские мастера середины XVII в. Луиджи Росси, Марко Мараццоли, Джакомо Кариссими и др. наряду с преобладающими в их творчестве простыми, строфическими в основе композициями создавали более развёрнутые сочинения, разделы которых различались не только по метру, но и по характеру письма (впоследствии названные речитативами, ариозо, ариями). В произведениях авторов второй половины XVII в. Алессандро Страделлы, Агостино Стеффани, Алессандро Скарлатти кантата окончательно оформилась как многочастное циклическое произведение; определились границы между речитативами и ариями, количество частей уменьшилось. Кроме того, с конца XVII в. в творчестве римских композиторов стали преобладать кантаты на пасторальные сюжеты. Стилистическое развитие жанра отражает эволюцию оперной музыки. В кантатах, созданных А. Скарлатти после 1700 г., сформировалась классическая жанровая модель: две (реже три) арии da capo (трёхчастная форма, в которой третья часть является повторением первой с вариациями и импровизационной каденцией) с речитативами между ними; среди сольных голосов в кантатах А. Скарлатти преобладает сопрано (что связано с расцветом искусства виртуозов-кастратов в Италии этого периода). По модели А. Скарлатти кантаты сочиняли многие выдающиеся композиторы первой половины XVIII в. (в частности, Антонио Вивальди, Бенедетто Марчелло, Георг Фридрих Гендель).

 



 
PR-CY.ru