КАРСАВИН Лев Платонович - Страница 8

В 1931 г. вышел журнальный вариант, а в 1932 г. – отдельное издание «Поэмы о смерти», в которой нашли завершение темы, поставленные в «Saligia» и «Noctes Petropolitanae», в частности, учение о Божественной смерти. Сотрудничество с евразийскими изданиями продлилось и в литовский период творчества Л.П. Карсавина вплоть до 1929 г.: статьи «О смысле революции», «Оценка и задание», «Социализм и Россия. 1», «Три подхода» и др. (1928 г.); «Евразийство и проблема класса», «Идеализм и реализм в Евразийстве», «Идеократия и проблема универсализма», «Политические заметки», «Социализм и Россия. 2», «Философия и В.К.П.» (1929 г.). В 1930 г. Л.П. Карсавин окончательно расстался с евразийством и начал работу над «Историей европейской культуры» на литовском языке (работа продолжалась до 1938 г., первый том вышел в 1931 г.). До 1932 г. Л.П. Карсавин ежегодно летом приезжал в Париж и участвовал в интеллектуальной жизни русской эмиграции (последний раз 21 января 1932 г., присутствовал на докладе Марины Ивановны Цветаевой «Поэт и время»); с 1933 г., после переезда жены и младшей дочери в Каунас, ежегодные приезды Л.П. Карсавина в Париж прекратились. С 1932 г. он активно участвовал в работе Литовского философского общества, с 1933 по 1942 гг. – в Литовской энциклопедии (статьи на литовском языке: «Афганистан», «Албания», «Англия», «Армения», «Биконсфильд», «Бисмарк», «Византия», «Бонапарт», «Цезарь», «Калигула», «Дантон», «Домициан», «Диоклетиан», «Европа», «Феодализм», «Готика» и многое другое – всего 68 статей; наиболее плодотворным был для Л.П. Карсавина 1941 г. – 19 статей). Л.П. Карсавин участвовал в работе Литовского исторического общества, с 1936 по 1938 гг. редактировал научный исторический журнал Каунасского университета «Senove» («Старина»), с 1938 г. сделался попечителем студенческой корпорации «Ruthenia». Несмотря на то что Л.П. Карсавин возглавлял кафедру всеобщей истории, с 1936 г. он начал вести исторический семинар, который имел свою библиотеку (с 1936 г. по весну 1941 г.) со сложной судьбой и полемикой вокруг неё и фактически инициировал занятия литовской палеографией в Каунасском университете. Его концепция теории истории и значения исторического источника, а также его деятельность как преподавателя сыграли важную роль в том, что за период работы исторического семинара «была создана коллекция фотокопий документов, отражающих прошлое Польско-Литовского государства XV–XVIII веков. Особенно ценными были фотокопии документов великого князя Витаутаса, найденных в архивах Вильнюса, Варшавы, Кракова, Риги, Кёнигсберга и Вены. Коллекция насчитывала около 1000 фотографий». В 1940 г. Л.П. Карсавин вместе с университетом переехал в Вильнюс, где в 1942–1944 гг., т.е. в период немецкой оккупации, создал итоговое сочинение литовского периода, – 519 страниц машинописи с рукописной правкой автора, не имеющее в оригинале заглавия (в литературе о Л.П. Карсавине этот текст известен как «Метафизика истории»). Согласно современным исследователям, «главная тема книги – отношение исторического процесса, религии и самосознания человека. Карсавин, анализируя и отбрасывая различные социологические схемы, сжато излагает принципы своей философии всеединства... «Метафизика…» в полемике с гегельянством, марксизмом, позитивизмом, не только “расширяет «Историю европейской культуры» в пространстве и времени, но и придаёт последней статус работы по философии культуры”».

 



 
PR-CY.ru