КАРСАВИН Лев Платонович - Страница 3

Наконец, тема цели, смысла и конца истории: «...В каком отношении стоит земная цель и земной христианский идеал к жизни бессмертной? Как в общественном идеале Достоевского решаются поднятые им же проклятые вопросы..? И как, принимая жизнь, не принять зла; если же надо принять зло, то как это сделать? – Мы сами должны искать ответов на эти вопросы». За четыре с небольшим года Л.П. Карсавин написал ряд работ: «Католичество», «Культура Средних веков» (1918 г.), «Saligia» (1919 г.), «Введение в историю: Теория истории» (1920 г.), «Noctes Petropolitanae» (1922 г.), «Восток, Запад и русская идея» (1922 г.). Среди других произведений 1922 г. исследователи выделяют статьи в журнале «Мысль» (Петроград): «О свободе», «О добре и зле»; работу «Достоевский и католичество»; псевдогностические сочинения: «Глубины сатанинские (Офиты и Василид)», «София земная и горняя». В этот период Л.П. Карсавин входил в редколлегию Полного собрания творений Платона в 15 томах (Петроград, 1923–1929 гг., издание не завершено) и принимал активное участие в деятельности Вольной Философской Академии (Вольфила, ВФА). Наиболее заметным в рамках деятельности ВФА был доклад Л.П. Карсавина на 50-м (юбилейном) заседании Академии, которое состоялось 7 ноября 1920 г. и было посвящено годовщине со дня её основания. Как отмечалось в «Отчёте о деятельности ВФА за 1920–1921 год», «празднование годовщины В.Ф.А. было не случайно приурочено к празднованию памяти Платона, этим В.Ф.А. сознала свою деятельность как явление в сфере систематической философии во всех проявлениях культуры и свою связь <с> традициями Флорентийской Академии». Эта фраза из отчёта представляет собой скорректированное изложение доклада Л.П. Карсавина, иллюстрирующее его философскую и общественную позицию в конце петроградского периода творчества. Л.П. Карсавин считал, что Платон является вечным первоисточником, к которому возвращается научная мысль: «Все основы христианской догматики разработаны в средневековье и главный свой философск<ий> источник имели в Платоне, а не в Аристотеле, как принято думать. Флорентийск<ая> Академия целиком выросла из средневековья. Это есть момент расцвета синтеза живой мысли, не следующей за мёртвой буквой учителя. Здесь сходились философы и не философы, мистики и рационалисты, поэты, художники и просто любители свободных искусств... Там и расцвела та платоновск<ая> метафизика, которая проникнула всю позднейшую философию, но, кроме того, это был подъём любви к истине, знанию и жизни – то, за чем позднейшее европейское сознание не сумело пойти. На метафизике Платона – основаны мысли об Абсолюте, об Единстве Сущего, проникающего Вселенную, о сияющем мире царства идей, которого мы только слабый отблеск... Давно нам пора вернуться от тени к свету, вернуться к сияющему царству идей». Тема Платоновской академии, подъёма «любви к истине, знанию и жизни» была актуальна для Л.П. Карсавина вплоть до последнего, лагерного периода его жизни. 16 ноября 1922 г. вместе с группой из 45 деятелей культуры на пароходе «Preussen» Л.П. Карсавин был выслан из Советской России.

 



 
PR-CY.ru