КАРСАВИН Лев Платонович - Страница 6

1 мая 1926 г. С.Л. Франк писал протоиерею Сергию Булгакову о том, что Русский научный институт, имеющий главной целью ознакомление немцев с русской культурой, задумал выпустить сборник на немецком языке, в котором были бы представлены все современные русские философы, «приобретшие имя и выступившие в литературе с своим собственным мировоззрением». Наряду с протоиереем С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, Л.И. Шестовым и С.Л. Франком предполагалось участие Л.П. Карсавина. Сборник не вышел в свет. К 1926 г. Л.П. Карсавин становится теоретиком евразийства («…Вполне чёткой историософской формулы у нас не было. Впервые такая формула была найдена Кошицем (Карсавиным Л.П.) в его проектированной и устно изложенной нам в Париже статье «Феноменология революции». Эта формула Кошица так великолепна, что я теперь без неё обходиться не могу. Я уже много раз утилизовал её в разговорах… и каждый раз с большим успехом»), хотя форма изложения его идей признавалась далеко не всеми евразийцами. Евразийская проблематика нашла отражение в докладах Л.П. Карсавина 1925–1926 гг.: 1 мая 1925 г. – «Французская революция» (Русский научный институт), 6 декабря 1926 г. – «Историософская концепция евразийства и понимание революции», 10 декабря – «Проблема православной догматики» (Евразийский семинар, Париж). В декабре 1926 г. Л.П. Карсавин стал постоянным участником евразийского семинара (цикл лекций «Россия и Европа»); в этом же году напечатал брошюру «Евразийство», а в 1927 г., т.е. уже во время пребывания в Париже, – «Церковь, личность и государство». 20 июля 1926 г. (по другим данным – 16 июля или 1 августа) Карсавины переехали из Берлина в Париж, поселились в Кламаре. Среди причин переезда не последнюю роль играли сложные отношения Л.П. Карсавина с русской академической средой в Берлине, обусловленные как своеобразием личности, так и особенностями философского стиля мыслителя и парадоксами его системы. Однако и в Париже присутствие Л.П. Карсавина было воспринято неоднозначно, хотя и признавались его достоинства как учёного. Основные работы, опубликованные Л.П. Карсавиным в парижский период, а также доклады этого времени теснейшим образом связаны с евразийским движением, – либо тематически, либо институционально. Это статьи 1927 г.: «Основы политики», «Феноменология революции», «Без догмата», «По поводу трудов Отмара Шпана», «Евразийская идея в материалистической оболочке» (1927 г.); доклады «Историософская концепция евразийства и понимание революции» (6 декабря 1926 г.), «Проблема православной догматики» (10 декабря 1926 г., Евразийский семинар, Париж), вступительное слово к докладу Б.П. Вышеславцева «Культура, политика и право» (17 января 1927 г., Евразийский семинар, Париж), «Церковь и государство» (8 февраля 1927 г.), «Государство и право» (14 февраля 1927 г., Евразийский семинар, Париж), «Евразийская идеология в России» (23 мая 1927 г., Политический евразийский клуб, Берлин) и др. Евразийской проблематикой в эти годы интересы Л.П. Карсавина не ограничивались: в Париже вышла его работа по патристике «Святые Отцы и Учители Церкви: Раскрытие Православия в их творениях». В 1927 г., предварительно отвергнув предложение принять профессуру в Оксфорде (инициированное П.П. Сувчинским, зятем Л.П. Карсавина, единомышленником по евразийскому движению), Л.П. Карсавин принял приглашение преподавать в Каунасском университете (формально приглашение исходило от премьер-министра Литовской республики Аугустинаса Вольдемараса, однако его подлинным инициатором был коллега Л.П. Карсавина, философ В.Э. Сеземан).

 



 
PR-CY.ru