КАРСАВИН Лев Платонович - Страница 4

21 ноября 1922 г. Л.П. Карсавин прибыл в Берлин, где присутствовал при открытии Религиозно-философской академии, основанной Николаем Александровичем Бердяевым; 11 декабря 1922 г. в рамках деятельности Религиозно-философской академии прочитал лекцию на тему «Средневековая культура». 1 декабря 1922 г. Л.П. Карсавин вместе с Всеволодом Ивановичем Ясинским, Василием Эмильевичем Сеземаном, Александром Александровичем Боголеповым, Семёном Людвиговичем Франком вошёл в Бюро Русской академической группы в Берлине (председатель – Август Исаакович Каминка). В 1923 – первой половине 1926 гг. Л.П. Карсавин был активным членом русского академического философского сообщества в Берлине; постоянным докладчиком в Религиозно-философской академии (доклады «Христианский догмат как основа жизни» (29 апреля 1923 г., ответчики – Н.А. Бердяев и Борис Петрович Вышеславцев); «Христианство и социализм» (13 мая 1923 г., совместно с Н.А. Бердяевым, Б.П. Вышеславцевым, С.Л. Франком); «О чуде» и «О русском духовном характере» (18 января и 1 марта 1925 г., совместно с С.Л. Франком); заседание, посвящённое памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (17 мая, совместно с С.Л. Франком)). Л.П. Карсавин читал специальные курсы в рамках образовательной программы Религиозно-философской академии (с 1 ноября 1923 г. – «Основы православного миросозерцания», с 15 октября 1924 г. – «Патристика»). С 1923 по 1925 гг. постоянно принимал участие в диспутах и обсуждениях докладов других членов Академии: публичное обсуждение темы «Христианство и социализм» между Н.А. Бердяевым, Б.П. Вышеславцевым, Л.П. Карсавиным, В.Э. Сеземаном и С.Л. Франком (13 мая 1923 г.); обсуждение доклада Д.Н. Койгена «Религиозно-исторический путь еврейства» и последующий диспут (16 марта 1924 г., участники: Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк и др.; диспут, по мнению исследователей, был продолжен и на следующем заседании Академии, состоявшемся 23 марта); обсуждение доклада Льва Исааковича Шестова «Библия в науке» (23 апреля 1925 г., вместе с С.Л. Франком и Сергеем Иосифовичем Гессеном), участие в дискуссии «О консерватизме истинном и ложном: (Кризис миросозерцания и современные политические течения)» (25 мая 1925 г., вместе с С.Л. Франком, Б.П. Вышеславцевым, Н.А. Бердяевым, Сергеем Петровичем Мельгуновым) и др. В 1923 г. Л.П. Карсавин стал соучредителем издательства «Обелиск», в котором вышли его ключевые работы берлинского периода: «Джордано Бруно» (1923 г.), «Философия истории» (1923 г.), «Диалоги» (1923 г.), «О началах» (1925 г., первый том задуманной «Метафизики христианства»; второй и третий тома вышли в Литве в 1928 г. в сокращении на немецком языке под греческим заглавием «ΠΕΡΙ ΑΡΧΩΝ»). В этих сочинениях были впервые наиболее отчётливо представлены его онтология, антропология и историософия. В ноябре–декабре 1923 г. Л.П. Карсавин ездил в Италию; поездка была связана с выходом в свет итальянского перевода «Католичества». В 1923 г. произошло знакомство (через Петра Петровича Сувчинского), а в 1924 г. – сближение Л.П. Карсавина с евразийцами. Это сближение не было простым. Причиной тому – репутация самого Л.П. Карсавина.

 



 
PR-CY.ru