КАРНЕАД - Страница 11

В этом случае из совокупности вероятных представлений, описывающих нечто в настоящем, делается предположительный вывод о том, как будут обстоять дела в будущем при выполнении определённых условий. Хотя Карнеад расширял область «правдоподобного» и включал в неё теоретические основания практических поступков, он вместе с тем ограничивал её, отмечая, что «правдоподобие» относится лишь к представлениям, поэтому высказываемые исходя из него суждения есть суждения о человеческом восприятии вещей, но не о вещах самих по себе. Высказывая некое суждение, человек всегда высказывает его в рамках совокупности собственных представлений, поэтому любое правдоподобие изначально субъективно и лишь впоследствии может быть условно и искусственно обобщено. Вследствие этого правдоподобные представления, согласно Карнеаду, не могут быть базисом для построения системы философского знания, которое является чрезмерно общим и абстрактным и не может быть безошибочно выведено из них. Критикуя концепцию «правдоподобия» Карнеада, догматические философы выдвигали ряд аргументов, наиболее важный и употребительный из которых строился вокруг самого понятия «подобие истине». Гиппонский епископ Августин Блаженный в сочинении «Против академиков» формулировал его следующим образом: «Как мудрец сможет одобрить нечто или как он будет следовать подобному истинному (simile veri), если он вообще не знает, что такое истинное?». Ни Карнеаду, ни другим академикам не удалось предложить убедительный ответ на этот вопрос; чаще всего ответы сводились к указанию на то, что субъективного восприятия чего-либо как истинного достаточно для человеческой деятельности, тогда как объективное «истинное само по себе» есть лишь догматическая фикция. По свидетельству Диогена Лаэртского, Карнеад уделял особое внимание этическим вопросам и достиг значительных успехов в их рассмотрении. Как и в других философских областях, в этике Карнеад не формулировал положительного учения, но критически рассматривал существующие концепции, лишь походя выдвигая в качестве альтернативы собственные гипотезы и положения. Сохранившиеся сведения об этическом учении Карнеада имеют отрывочный характер и относятся к двум областям философской этики: учению о высшем благе как о цели морального стремления человека и учению об общественной справедливости. Карнеад подробно анализировал ключевую для эллинистической философии концепцию высшего блага (summum bonum); содержание его рассуждений исследователям известно из пересказа Цицерона в трактате «О пределах блага и зла» и других сочинениях. Карнеад предлагал разделение существующих (т.е. уже сформулированных кем-либо из философов) и возможных (т.е. логически допустимых) философских концепций высшего блага, которое Цицерон обозначил термином «карнеадовское деление» («Carneadea divisio»), которое закрепилось в последующей философской литературе. В качестве исходного пункта рассуждений Карнеад принимал утверждение о том, что всякое искусство (ars) должно иметь некую лежащую вне его цель.

 



 
PR-CY.ru