КАРНЕАД - Страница 18

Рассуждения Карнеада, в которых подвергалось критике языческое представление о многих богах, а также его антидетерминистические доводы, которыми опровергалась дивинация, через посредство античной философии стали известны христианским церковным писателям, которые использовали их содержание в полемике с язычеством, в подавляющем большинстве случаев без упоминания имени Карнеада. О том, что основные особенности философии Карнеада были известны древним христианским писателям, свидетельствуют встречающиеся в их сочинениях краткие пересказы его учения, в которых в большинстве случаев корректно передаются философская терминология и содержательная специфика учения Карнеада. Так, автор христианского полемического сочинения «Осмеяние языческих философов» Ермий Философ (II–III вв.), излагая взгляды Карнеада, утверждал: «Карнеад, Клитомах и все их последователи... учили, что всё вообще не может быть постигнуто, и что с истиной всегда соседствует ложное представление». Возражая на это мнение, Ермий замечал, что его принятие уничтожает всякую ценность философии: «Если ничего не может быть постигнуто, то истина зависит от людей, и пресловутая философия, скорее, гоняется за тенями, чем держится точного знания о сущем. Вместе с тем часто характерные особенности философии Карнеада для христианских авторов растворялись в общей скептической направленности его мышления. Так, Минуций Феликс (II в.), Арнобий Старший (III–IV вв.) и Иероним Стридонский (IV–V вв.) упоминают Карнеада в числе академиков, учивших, «что всё недостоверно (incerta)», что «ничто не может быть постигнуто (comprehendi)», что во всём следует сомневаться. Основным источником сведений о философии Карнеада для христианских авторов были доксографические сочинения, в том числе и не сохранившиеся до настоящего времени, а также сочинения современных им философов, чаще всего платоников. Так, Евсевий (III–IV вв.), епископ Кесарии Палестинской, в трактате «Евангельское приготовление» приводит обширные выписки из несохранившегося сочинения платоника и пифагорейца Нумения Апамейского (II в.), касающиеся личности и учения Карнеада. Свидетельства Нумения по большей части содержат не столько передачу конкретных философских взглядов Карнеада, сколько описание особенностей его стиля философствования. По словам Нумения, Карнеад был непревзойдённым полемистом; уверенно и красноречиво развивая свои рассуждения, «он зачаровывал и порабощал людские души»; «утверждая одно, отвергая другое, сталкивая противоположные суждения, разнообразно запутывая доводы», он приводил всех оппонентов к неуверенности в себе и к ошибкам, так что никто не мог победить его в споре. Высказывая собственную оценку философии Карнеада, епископ Евсевий называл его «основателем Третьей Академии» и отмечал, что Карнеад в используемом им способе ведения философской дискуссии следовал Аркесилаю: он строил свои рассуждения диалектически, «с каждой из двух сторон», и, будучи скептиком, «ниспровергал все доказательства», выстраиваемые другими философами. Вместе с тем, по утверждению епископа Евсевия, Карнеад отличался от Аркесилая менее жёстким отстаиванием фундаментального скептического принципа «воздержания от суждения»: «Он говорил, что для смертного человека невозможно воздерживаться от суждения относительно всех вещей, и утверждал, что есть различие между неясным и непостигнутым; хотя всё является непостигнутым, не всё является неясным».

 



 
PR-CY.ru