КАРМЕЛИТЫ - Страница 7

Несмотря на поддельный характер буллы, впоследствии многие Римские папы подтверждали право кармелитов проповедовать учение о спасительном заступничестве Пресвятой Девы Марии за кармелитов, носящих скапуляр, соблюдающих предписанные правила благочестия (пост в определённые дни, чтение особых молитв и др.). С середины XV в. орденский праздник Пресвятой Девы Марии горы Кармил стал связываться с легендой о коричневом скапуляре и получил наименование праздника Богоматери Скапуляра. К середине XV в. увеличение числа женских общин облаток (конверсов) при монастырях кармелитов привело к созданию женской ветви Ордена. В 1450 г. была основана женская община при монастыре кармелитов во Флоренции – так называемые мантелатки, или «белые сёстры», в 1452 г. генеральный приор Иоанн Сорет отдал распоряжение приору Нижненемецкой провинции составить правило и устав для общины нидерландских бегинок из Гелдерна. В том же году приор кармелитского монастыря во Флоренции обратился в Рим с просьбой об одобрении устава женской общины. Буллой «Cum nulla fidelium» от 7 октября 1452 г. папа Римский Николай V утвердил общину кармелиток в качестве женской ветви Ордена и наделил генерального приора кармелитов теми же правами, какие были у генеральных настоятелей доминиканцев и августинцев-еремитов по отношению к женским общинам в этих Орденах. Стараниями Иоанна Сорета женская ветвь кармелитов получила быстрое развитие – к 1470 г. были открыты около 12 монастырей, в основном, в Северной Италии, в Нидерландах и во Франции, где существенную помощь И. Сорету оказала католическая блаженная Франсуаза д'Амбуаз, герцогиня Бретани, основавшая монастыри в Бондоне близ Вана (1463 г.) и в Нанте (1477 г.). В основу правил женских монастырей был положен кармелитский устав Альберта Иерусалимского, сохранялся созерцательный и аскетический характер Ордена (монахиням предписывалось пребывать в затворе, вычитывать богослужения суточного круга, запрещалось покидать монастырь), однако со временем в некоторых монастырях стали допускаться послабления. В 1521 г. монахини-кармелитки во Флоренции начали носить чёрную наметку (впоследствии она стала отличительным элементом облачения кармелиток). К середине XVI в. действовало около 50 женских монастырей с отличавшимися уставами и конституциями, которые были унифицированы Папским престолом только в 1935 г. В каноническом урегулировании нуждались также связанные с монастырями кармелитов братства и общины мужчин и женщин, которые пожелали остаться в миру и не принимать монашеские обеты. Буллой «Dum attenta» от 28 ноября 1476 г. папа Римский Сикст IV разрешил кармелитам организовать братства мирян по образцу терциариев других нищенствующих Орденов, положив, таким образом, начало официальному существованию третьего Ордена кармелитов. Особенностями кармелитов-терциариев стали ношение так называемого малого скапуляра Ордена – небольших кусочков ткани коричневого цвета (на груди и спине под одеждой) и соблюдение предписаний, связанных с «субботней привилегией».

 



 
PR-CY.ru