ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель - Страница 79

К наиболее полным житийным циклам Иоанна Предтечи исследователи относят: мозаический цикл в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции (вторая половина XIII в.); витражные циклы кафедральных соборов Руана, Буржа, Лиона (вторая половина XIII в.); рельефы баптистерия в Парме (Бенедетто Антелами, около 1300 г.); фрески в капелле Перуцци в церкви Санта-Кроче во Флоренции (Джотто, начало XIV в.); в капелле Иоанна Крестителя в папском дворце в Авиньоне (Маттео Джованнетти, 1344–1346 гг.); мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (1343–1354 гг.); фрески в церкви Санта-Мария деи Серви в Сиене (Пьетро Лоренцетти, XIV в.). К циклам XV в.исследователи относят: росписи в оратории Сан-Джованни в Урбино (Лоренцо и Якопо Салимбени, 1416 г.); фрески в баптистерии в Кастильоне-Олона, Ломбардия (Мазолино да Паникале, между 1425 и 1435 гг.), в соборе в Прато (Филиппино Липпи, 1452–1466 гг.), в капелле Торнабуони в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (Доменико Гирландайо, 1485–1490 гг.); бронзовые рельефы купели баптистерия в Сиене (Лоренцо Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, 1417–1427 гг.); мраморные рельефы в капелле Сан-Джованни Баттиста (Доменико и Антонелло Гаджини, около 1447 – 1496 гг.) и 12 сцен серебряного реликвария с мощами Иоанна Предтечи (1438–1445 гг., Т. Даниели и С. Кальдер; оба – в соборе Сан-Лоренцо в Генуе). По мнению исследователей, наиболее известны циклы XVI в.: росписи в церкви Кьостро делло Скальцо во Флоренции (Андреа дель Сарто и Франчабиджо, 1509–1526 гг.); деревянный резной полиптих в церкви святого Иоанна Предтечи в Хемевердегеме; цикл из шести полотен Фернандо Гальегоса из картезианского монастыря Мирафлорес (ныне в Прадо); XVII в.: баптистерий Сан-Джованни ин Фонте (Латеранский баптистерий) в Риме; алтарный образ главного алтаря городского собора города Перпиньян, Франция. Исследователи отмечают, что образ Иоанна Предтечи может присутствовать в композициях, не имеющих прямого отношения к его Житию. В этих случаях Иоанн Предтеча изображается в облике младенца, отрока (юноши) или средовека. Изображение Иоанна Предтечи младенцем стало особенно популярным в эпоху Возрождения, прежде всего, в Италии. Иоанн Предтеча представляется кудрявым мальчиком со многими атрибутами его будущего пророческого служения. Чаще всего такое изображение было включено в сцену «Мадонна с Младенцем», хотя в Евангелиях нет указаний на то, что младенцы Иоанн Предтеча и Иисус Христос могли встретиться. Иоанн Предтеча в Евангелии отмечает, что раньше Христа не знал (Ин. 1:31–33). В этих сценах Иоанн Предтеча поклоняется Христу («Мадонна в гроте», Леонардо да Винчи, 1483–1486 гг., Лувр, Париж), играет с Ним («Мадонна с чижом», Альбрехт Дюрер, 1506 г., Берлинская картинная галерея) или оба младенца играют с ягнёнком («Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем на фоне пейзажа», Полидоро ди Ланцани, 1540/1550 гг., Национальная галерея искусств, Вашингтон).

 



 
PR-CY.ru