ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель - Страница 76

В западноевропейском искусстве, унаследовавшем раннехристианскую традицию изображения Иоанна Предтечи, уже с V–VI вв. особо подчёркивался аскетизм святого. Его нередко изображали анахоретом: истощённым постом мужем, с бородой и длинными растрёпанными волосами, облачённым в короткую, напоминающую тунику власяницу из грубой ткани или шкуры; одежда подпоясана кожаным поясом или бечевой («Крещение Христа», Пьетро Перуджино, 1498/1500 гг., Музей истории искусств, Вена). В эпоху Возрождения вместо власяницы изображали набедренную повязку («Крещение Христа», Гвидо Рени, около 1620 г., Музей истории искусств, Вена), иногда отсутствовала и повязка («Иоанн Креститель», Караваджо, около 1600 – 1603 гг., Капитолийские музеи, Рим); трактовка тела приблизилась к классическим образцам («Святой Лоренцо Джустиниан с шестью святыми», Джованни Антонио де Порденоне, 1530 г., Галерея Академии, Венеция). Иоанн Предтеча облачён в плащ, чаще красного или красно-коричневого цвета (указывал на мученичество святого), охристо-коричневый имел цветную (синюю, жёлтую) подкладку («Святые Екатерина и Иоанн Креститель», школа Абруццо, вторая половина XIV в., Музей Капитула в Атри, Италия); плащ мог быть зелёный («Поклонение Святой Троице», Альбрехт Дюрер, 1511 г., Музей истории искусств, Вена) или синий («Мадонна со святыми и герцогом Урбинским» (Алтарь Монтефельтро), Пьеро делла Франческа, 1472–1474 гг., Пинакотека Брера, Милан), в скульптурных изображениях – золотой (триптих кафедрального собора в Атри, первая половина XVI в.). Образ Иоанна Предтечи обычно сопровождало изображение Агнца, Который мог быть представлен стоящим или лежащим рядом с Иоанном Предтече, кровь которого лилась в чашу у его ног, либо в медальоне; нередко Иоанн Предтеча держит Агнца на руках: так называемый Гентский алтарь (1432 г., художники Ян и Хуберт ван Эйки, собор святого Баво в Генте, Бельгия), так называемый Изенхаймский алтарь (начало XVI в., Маттиас Грюневальд, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция), скульптура «Святой Иоанн Креститель» (Хуан Мартинес Монтанес, XVI в., Музей провинции, Севилья). Исследователи отмечают характерный атрибут Иоанна Предтечи – посох, увенчанный крестом из перекрещенных прутьев или стеблей тростника с ниспадающим свитком с надписью: «Ecce Agnus Dei» («Се, Агнец Божий»). Менее распространёнными атрибутами Иоанна Предтечи исследователи называют неглубокую чашу-тарель (фреска «Святой Иоанн Креститель», Антонио Мартини (А. д'Атри), между 1373 и 1433 гг., кафедральный собор в Атри) и книгу (алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре, Андреа Мантенья, 1456–1460 гг., Верона). Исследователи отмечают, что образ Иоанна Предтечи может быть представлен единолично (северный портал собора в Шартре, 1200–1210 гг.; рельеф кафедры баптистерия в Пизе, Никколо Пизано, около 1255 – 1260 гг.; «Святой Иоанн Креститель», Эль Греко, 1594–1603 гг., Калифорнийский дворец Почётного легиона, Сан-Франциско), но чаще включается в многофигурные композиции, иллюстрирующие события его Жития или имеющие символический смысл.

 



 
PR-CY.ru