ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель - Страница 75

Эти тексты были использованы при создании житийных икон святого, а также фресковых и миниатюрных житийных циклов и определяли изменяемость их состава. Так, миниатюры из «Слова на Зачатие святого Иоанна Предтечи» из так называемого Егоровского сборника отличаются от канонической иконографии Иоанна Предтечи, например, от более ранних византийских миниатюрных циклов, как в Лекционарии. Памятник содержит 88 миниатюр, которые подразделяются на три цикла: детство Иоанна Предтечи, проповеднический и страстной. Впервые в создании сцен Жития Иоанна Предтечи в качестве образцов были использованы западноевропейские гравюры. Необходимость следовать повествованию, которое изобилует отступлениями от текста Жития Иоанна Предтечи и обращениями к прообразовательным сюжетам ветхозаветной истории, обусловила создание ряда уникальных сцен. Во второй половине – конце XVII в. житийный цикл Иоанна Предтечи вновь претерпел изменения. Помимо произведений, которые продолжали иконографическую и художественную традицию предшествующего периода, появились циклы произведений в стилистике раннего барокко, с новой трактовкой пространства и композиции клейма. Получил распространение образ крылатого Иоанна Предтечи, стоящего на фоне живописного ландшафта, в который были вписаны события Жития. В этих случаях происходил возврат к сжатому варианту цикла. Вместе с тем повествовательное начало, свойственное житийным циклам Иоанна Предтечи XVI в., достигло в этот период апогея в росписях Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1662 г.), вологодского Софийского собора (1686–1688 гг.), ярославской церкви святого Иоанна Предтечи в Толчкове (1694–1695 гг). Грандиозный цикл, составляющий роспись основного объёма храма в Толчкове, насчитывает больше тридцати сцен, почти каждая осложнена введением дополнительных эпизодов. Состав росписи следует Четьям Минеям Димитрия Ростовского как главному текстовому источнику иконографии цикла. На иконе «Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из угличской церкви Рождества святого Иоанна Предтечи (рубеж XVII и XVIII вв., Угличский историко-художественный музей) изображено 36 эпизодов Жития святого в 18 клеймах. Перегруженность сцен привела к утрате ясности структуры цикла, а разрыв с традиционной иконографией сделал сцены менее узнаваемыми, усиливая зависимость интерпретации изображений от знания их литературной основы. Указанные черты исследователи трактуют как признаки упадка в истории создания повествовательных циклов Иоанна Предтечи на Руси во второй половине – конце XVII в.

 



 
PR-CY.ru