ИАКОВ БАРАДЕЙ - Страница 9

Литературное наследие Иакова Барадея невелико. Часть обширной переписки (письма Иакова Барадея и его адресатов) сохранилась в рукописном сборнике, который был издан в 1908 г. Жан-Батистом Шабо. Среди прочих сохранилось важное письмо, направленное Иакову Барадею низложенным Константинопольским патриархом Анфимом около 542 г., текст которого проясняет роль Иакова Барадея в религиозной политике императора Юстиниана. Сохранились также анафора и гомилия на Благовещение (эти тексты не изданы, и их принадлежность Иакова Барадея не доказана). Исследователям известно исповедание веры, приписанное Иакову Барадею, вопрос об истинном авторстве которого сложен. Текст не сохранился в оригинальной (сирийской или греческой) форме и существует лишь в переводах на арабский и эфиопский языки. В рукописных колофонах к переводам Иакова Барадея указывается как автор. Иосиф Симон Ассемани полагал, что исповедание веры не может принадлежать Иакову Барадею, и что оно весьма позднего происхождения (исследователи полагают, что принадлежит перу Игнатия Нуха). Карл Корнилль, первый издатель эфиопской версии исповедания, считал, что в тексте после введения, не принадлежащего Иакову Барадею, присутствует основная часть, которая с большой долей вероятности может быть приписана Иакову Барадею. Арабскую версию, послужившую, как предполагают исследователи, оригиналом для эфиопского перевода, издал Х.Г. Клайн. Он согласен с Карлом Корниллем и полагает, что текст может быть датирован VI в. Рукописи, использованные Х.Г. Клайном для издания исповедания, содержат анонимный «Трактат о вере сирийцев», изданный Ф. Кёльном. Ф. Кёльн, исследуя историю рукописи и литературного стиля трактата, пришёл к выводу, что он составлен в XV в. Игнатием Нухом, таким образом он поддерживает И. Ассемани. Ф. Кёльн отверг мнение Х.Г. Клайна о принадлежности исповедания Иакову Барадею, а также указал, что арабский текст исповедания содержит анахронизмы, которые не позволяют датировать его VI в. В целом мнение Ф. Кёльна принимают большинство исследователей, но это далеко не исчерпывает вопроса. Кроме того, исследователи отмечают, что в полемике не учитывается богословская составляющая исповедания. Между тем в нём присутствуют следующие обвинения в адрес православных: 1) введение четвёртой ипостаси в Троицу через разделение одной природы Христа на две; 2) противоречие дифизитства постановлениям трёх первых Вселенских соборов; 3) присутствие на Халкидонском соборе некоторых епископов, принимавших участие также и в третьем Вселенском соборе и, следовательно, в Халкидоне поступавших вопреки его решениям; 4) принятие «Томоса» папы Льва; 5) принятие неких «Ахьи Эдесского, Дорофея и Дийудуса, племянника Нестория». Исследователи не сомневаются, что в последнем пункте речь идёт об осуждении Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, чьи имена упомянуты в искажённом виде, но распознаются исследователями вполне однозначно. Данный факт, по мнению исследователей, может указывать на то, что текст был составлен в VI в., причём до 553 г., когда пятый Вселенский собор осудил «Три Главы». Согласно письму Константинопольского патриарха Анфима, Иаков Барадей должен был помнить об усилиях императора Юстиниана, направленных на принятие осуждения «Трёх Глав». Таким образом, исходя из богословского содержания текста, исследователи готовы отнести составление основной части исповедания со значительной долей вероятности к 542–553 гг.



 
PR-CY.ru