ИАКОВ БАРАДЕЙ

ИАКОВ БАРАДЕЙ (ум. в 578 г.) – митрополит города Эдессы (ныне Шанлыурфа, Турция); с 542 г. – лидер антихалкидонитского движения в Византийской империи. Почитается сиро-яковитами как святой и основатель Сирийской Яковитской церкви. Память Иакова Барадея в различных яковитских синаксарях: 18 февраля, 21 марта, 31 июля и 28 ноября. Прозвище Барадей является греческой передачей сирийского слова, означающего «одетый в лохмотья». Византийский церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул (начало XIV в.), а также автор «Трактата о делах армянских» называют Иакова Барадея Дзанзалос, что является переводом того же сирийского слова. Иаков Барадей родился в Сирии, в деревне Гамава к северу от города Телла (Константина). Согласно Житию, его отец священник Феофил бар Ману отдал сына в монастырь Псильта на горе Изла, где он воспитывался у архимандрита Евстафия. Несмотря на юный возраст, Иаков Барадей выделялся среди насельников монастыря своими подвигами. После смерти родителей Иаков Барадей отпустил на свободу принадлежавших семье двух рабов, оставив им всё имущество. В монастыре Иаков Барадей был рукоположён во диакона. В 527 г. Иаков Барадей вместе с монахом того же монастыря Сергием отправился в Константинополь, был принят императрицей Феодорой и поселён в доме близ дворца Гормизда, где за счёт императрицы содержались около 600 клириков с Востока. В Константинополе Иаков Барадей провёл 15 лет. В 542 г. он был рукоположён во епископа Эдессы и вскоре отправился на Восток (в Сирию). Согласно яковитскому преданию, Иаков Барадей, около 20 лет скрываясь в Сирии от императорских властей, рукополагал новых епископов и таким образом учредил иерархию монофизитской церкви, фактически обособленную от имперской церкви и оппозиционную по отношению к политике византийских императоров, поддерживавших халкидонское православие. В истории рукоположения и последующей деятельности Иакова Барадея существует ряд эпизодов, которые, по мнению исследователей, могут повлиять на правильность понимания роли Иакова Барадея в яковитской церковной традиции. Так, для исследователей остаётся неизвестным, кто и при каких обстоятельствах совершил хиротонию Иакова Барадея. Версия, согласно которой Иаков Барадей был рукоположён предводителем антихалкидонитов Севиром, Антиохийским патриархом, исследователи считают безосновательной. По мнению исследователей, Иаков Барадей мог быть рукоположён Севиром в 535–536 гг., когда Севир провёл в столице около полутора лет. Но информация о таком рукоположении появилась лишь в поздней литературе («История несториан», «Книга светильника во тьме» Абу-ль-Бараката; XIV в.). В современных Иакову Барадею источниках таких сведений нет. Исследователям известно также, что Севир в Константинополе находился под опекой императрицы Феодоры, и ему было запрещено без разрешения предпринимать какие-либо действия, в том числе совершать рукоположения. В поздней пространной версии Жития Иакова Барадея Иоанна Эфесского упомянуто о хиротонии Иакова Барадея, совершённой Александрийским патриархом-антихалкидонитом Феодосием I, который с 537 г. официально был низложен по приказу императора Юстиниана I и так же, как и Севир, жил в Константинополе под надзором.

 



 
PR-CY.ru