ИОАНН ПЕКАМ - Страница 8

Когда Иоанн Пекам в 1280 г. решил посетить церкви, принадлежавшие королю Эдуарду I, он столкнулся с его жёстким сопротивлением и вынужден был уступить. Из решений Собора в Ридинге наибольшее недовольство короля Эдуарда I вызывали обращение Иоанна Пекама к «Великой хартии» и приказ отлучать тех, кто получают неканонические «запретительные приказы». 10 ноября 1279 г. на заседании Парламента Англии Иоанн Пекам под давлением короля был вынужден отменить приказы о вывешивании «Великой хартии» в церквах и об отлучении получающих «запретительные приказы». Однако дискуссия с королём на этом не была завершена: в течение 1280 г. Иоанн Пекам и поддерживавшие его клирики составили и направили королю ряд жалоб на нарушения церковных прав, которые были, главным образом, связаны с «запретительными приказами». Король дал устные ответы на эти жалобы в Парламенте 3 ноября 1280 г., однако не согласился ограничить королевские суды в их праве запрещать церковное производство по делам. Следующая попытка преодолеть сопротивление короля была предпринята Иоанном Пекамом на Соборе в Ламбете, который состоялся в конце 1281 г. Желая продемонстрировать королю поддержку его начинаний всей Английской церковью, Иоанн Пекам решил сделать этот Собор весьма представительным, пригласив на него помимо епископов настоятелей соборных церквей, деканов, архидиаконов и других представителей английской церковной администрации. Король Эдуард I перед началом Собора направил послания Иоанну Пекаму и другим епископам, в которых под угрозой лишения их темпоралий запрещал обсуждать что-либо относящееся к его короне и принимать каноны, противоречащие королевским постановлениям. Несмотря на это, на Соборе были вновь подтверждены все постановления Собора в Ридинге, за исключением приказа вывешивать «Великую хартию». Помимо подтверждения административных и канонических реформ Иоанна Пекама задачей Собора в Ламбете было также принятие решений, нацеленных на упорядочение пастырской деятельности. В специальном постановлении «Ignorantia Sacerdotum» («Невежество священников») Иоанн Пекам обращал внимание на то, что многие клирики не выполняют своей обязанности учить паству истинам веры; он указывал, что каждый священник должен в соответствии с предложенной им специальной программой неукоснительно излагать для своей паствы положения веры и нормы нравственности. Значительное внимание в постановлениях Собора было уделено обрядовым вопросам: главным образом, исправлению практики совершения таинств евхаристии, крещения и покаяния. Через три недели после Собора Иоанн Пекам направил королю Эдуарду I специальное послание, в котором попытался обосновать с помощью богословских и церковно-исторических аргументов правомерность соборных постановлений. Заверяя короля в личной преданности, Иоанн Пекам вместе с тем отмечал, что пастырю церкви надлежит подчиняться больше Богу, чем человеку. Иоанн Пекам указывал на то, что государственная власть получает свой авторитет от церкви, поэтому королевские права должны быть подчинены более высокому праву церкви, в соответствии с которым она должна осуществлять свою деятельность по установленным для неё Богом законам. Он призывал короля прекратить «подавление церкви» и отменить «несправедливые законы» и обычаи, узаконенные его предшественниками.

 



 
PR-CY.ru