ИОАНН ПЕКАМ - Страница 5

Во вступительном слове перед началом Собора в Ридинге Иоанн Пекам заявил о своём намерении реформировать английскую церковную жизнь, привести её в соответствие с канонами и постановлениями, принятыми его предшественниками на Кентерберийской кафедре (архиепископом кардиналом Стефаном Лангтоном и архиепископом Бонифацием Савойским) и папскими легатами в Англии (кардиналом Отто да Тоненго и кардиналом Оттобоно Фиески; впоследствии папа Адриан V) и устранить закрепившиеся в церковной практике злоупотребления. Наиболее опасным из них Иоанн Пекам считал «плюрализм» – ситуацию, когда один клирик владел несколькими бенефициями. Наличие у одного клирика многих бенефициев приводило к тому, что некоторые клирики, получавшие бенефиции, вообще никогда их не посещали, ограничиваясь лишь получением причитающихся им доходов. Случалось также, что бенефиций выделялся светскому лицу, которое в соответствии с канонами должно было принять рукоположение, но по разным причинам уклонялось от этого. В соответствии с изложенными на Соборе и закреплёнными в соборных постановлениях идеями Иоанна Пекама, который стремился строго придерживаться церковных канонов, клирик не может одновременно осуществлять полноценную пастырскую деятельность в нескольких приходах. Поэтому клирики, не пребывающие во вверенных им приходах и не заботящиеся о духовном преуспеянии паствы, но лишь получающие доходы от этих приходов (т.е. виновные в «непосещении»), являются, по выражению Иоанна Пекама, «не пастырями..., но ворами и разбойниками». Иоанн Пекам потребовал от подчинённых ему епископов осуществить проверку распределения бенефициев в их епархиях и добиться того, чтобы у каждого клирика остался лишь один бенефиций, последний по времени получения. В случае неповиновения клирики должны были подвергаться церковным прещениям, вплоть до отлучения от церкви. Другой важной задачей, которую ставил перед собой Иоанн Пекам на Соборе в Ридинге, было закрепление разграничения полномочий между церковной и светской властями. Независимость церковной власти от светской была гарантирована принятой в 1215 г. «Великой хартией вольностей» («Magna Carta»), в самом начале которой говорится: «Английская Церковь должна быть свободной, она должна владеть своими правами в целости и своими вольностями в неприкосновенности». На Соборе в Ридинге Иоанн Пекам подтвердил, что всякий осмеливающийся нарушать «Великую хартию» должен подвергаться немедленному отлучению; он распорядился, чтобы учение о независимости церкви клирики доносили до народа в проповедях, а также отдал приказ, чтобы копии «Великой хартии» были вывешены во всех соборах и церквах. Для Английской церкви в XIII в. вмешательство государства в её юрисдикцию с наибольшей силой проявлялось в области судебных и правовых отношений. Ко времени Иоанна Пекама чрезвычайно распространённой стала практика, когда клирики на различных основаниях выводили свои судебные дела из юрисдикции церковных судов и переносили их в светские королевские суды, получая от государства «запретительные приказы» (judicium ad impediendum processum; англ. writ of prohibition), не позволявшие церковным судам продолжать процесс по делу.

 



 
PR-CY.ru