ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 6

Епископ Ильдефонс упоминает восемь известных ему сочинений Исидора Севильского, которые встречаются и в списке епископа Браулио. Главный труд Исидора Севильского – «Этимологии, или Начала» («Etymologiae sive Origines») – оказал серьёзное влияние на интеллектуальную культуру Средних веков; на его составление Исидор Севильский потратил около двадцати лет. Начав работу около 615 г., Исидор Севильский к 620 г. написал первую редакцию «Этимологий» и послал её королю Сисебуту, которому посвятил трактат. Затем по настойчивым просьбам епископа Браулио Исидор Севильский продолжил работу над исправлением и дополнением «Этимологий» и в 632/633 г. послал епископу Браулио новую редакцию трактата, поручив ему окончательно отредактировать и опубликовать её. Трактат Исидора Севильского представляет собой собрание сведений по всем отраслям знания, известным в поздней Античности. При этом за основу Исидор Севильский взял латинский лингвистический материал, обычно представленный у него списком основных терминов, принятых в той или иной науке, которым даётся определение на основе этимологии и соотношения с соответствующим греческим термином; тем самым устанавливается связь между словом и обозначаемым им предметом или явлением. По мнению Исидора Севильского, который опирался отчасти на философское, отчасти на библейское представление о том, что наименование вещей соответствует их сущности, изучение этимологии слова не только приводит к пониманию смысла соответствующего понятия, но и позволяет постичь внутреннюю суть предмета. Вместе с тем в его сочинении встречается немало неверных и абсурдных этимологий, которые Исидор Севильский заимствовал из имевшихся у него источников, не задумываясь об их правильности. Исидор Севильский разделил сочинение по рубрикам, а его издатель епископ Браулио разбил всё содержание на двадцать книг и, по мнению исследователей, составил к ним подробный указатель. Книги 1–3 посвящены семи «свободным искусствам», т.е. тривиуму и квадривиуму. В первой книге говорится о грамматике как основе всех остальных наук. В ней идёт речь о буквах, слогах, словах, частях речи, предложениях, этимологии, видах повествования, прозе, поэзии, орфографии, орфографических и стилистических ошибках и т.п. Во второй книге Исидор Севильский рассматривает риторику (её происхождение, виды публичной речи, правила построения речи, риторические фигуры и тропы и т.п.) и диалектику, т.е. логику, рассуждая о философии, о происхождении её логической части, о «Категориях» Аристотеля и «Введении» к ним Порфирия, об аристотелевском трактате «Об истолковании», о силлогизмах и их видах, об определениях, о различных видах аргументации и т.п. В третьей книге Исидор Севильский даёт анализ наук квадривиума. В первой части (главы 1–9) говорится об арифметике: о значении чисел в Священном Писании, о чётных и нечётных числах, о соотношении чисел, о дробях, об арифметической бесконечности и т.п. Во второй части (главы 10–14) рассматривается геометрия: её части, аксиомы, геометрические числа и т.п. В третьей части (главы 15–23) говорится о музыке: её происхождении и назначении, частях, музыкальных интервалах и т.п. В четвёртой части (главы 24–71) излагаются основы астрономии: Исидор Севильский подробно рассуждает здесь о частях мироздания, о небе, о движении солнца, луны, звёзд и планет, о названиях звёзд и созвездий и т.п. В четвёртой книге речь идёт о медицине: о её разновидностях, о болезнях, о лекарствах, о медицинской литературе и инструментах, о мазях и т.п.

 



 
PR-CY.ru